О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Куда летит "Россия"?

ФГУП "ГТК "Россия" в любой момент может прекратить полеты из-за долгов за авиакеросин. Спасет компанию лишь госфинансирование. Однако оно поступит лишь в том случае, если ГТК согласится стать частью "Авиалинии России"

ФГУП "ГТК "Россия" в любой момент может прекратить полеты из-за долгов за авиакеросин. Спасет компанию лишь госфинансирование. Однако оно поступит лишь в том случае, если ГТК согласится стать частью "Авиалинии России".

О том, что ГТК "Россия" попала в критическую ситуацию, стало известно из письма губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко на имя министра транспорта Игоря Левитина. Авиакомпания не доплатила за поставки топлива и наземное обслуживание около 1,7 млрд руб. двум кредиторам - аэропорту "Пулково" и ЗАО "Совэкс". Общий долг ГТК достиг 4 млрд руб., и некоторые кредиторы уже обратились в суд.

Как утверждают представители Смольного, несмотря на выплату текущих платежей, размер долга не сокращается уже несколько месяцев. Источники, хорошо знакомые с ситуацией в "России", сообщают, что компания больше месяца ведет активные переговоры с банками о выдаче кредита. Однако, судя по тональности письма Матвиенко, эти переговоры пока ни к чему не привели. "У авиакомпании отсутствуют собственные средства и возможности по привлечению кредитных ресурсов для его погашения", - пишет губернатор министру. Поставщики топлива могут в любой момент прекратить поставки авиакомпании, предупреждают питерские чиновники. "Существует реальная угроза деятельности предприятия", - говорится в письме.

Петербургские и федеральные власти вряд ли хотят повторения недавней ситуации, когда крупнейшие аэропорты Сибири и Москвы были переполнены пассажирами, не имевшими возможности улететь на самолетах AiRUnion. Входящие в альянс компании задолжали за топливо, по разным данным, от $500 млн до $1 млрд. Кризис был разрешен за счет фактической национализации - терпящих бедствие перевозчиков передали в спешно созданный государственный концерн "Авиалинии России". Контрольный пакет нового монополиста, способного составить конкуренцию "Аэрофлоту", достался госкорпорации "Ростехнологии".

Первоначально авиакомпанию "Россия" также планировалось включить в состав "Авиалиний России". Однако, по некоторым сведениям, против этого выступили как руководители "России", так и петербургские чиновники (поскольку 49% акций нового концерна принадлежит московской мэрии). Многие эксперты и участники рынка восприняли конфликт вокруг топливообепечения ГТК как борьбу за контроль над авиакомпанией.

Выйти из сложного положения компании поможет только государственное финансирование. Как сообщила ГТК "Россия", она рассчитывает на помощь местных властей в получении бюджетных денег. Вполне возможно, у городских чиновников есть способы спасти ГТК и без поглощения "Ростехнологиями". А может быть, город как раз хочет передать авиакомпанию в крупный холдинг в надежде на то, что его руководство сможет урегулировать ситуацию, которая не по зубам руководству "России". Пока же чиновники обещают, что прекращения полетов не будет. Сама "Россия" заявляет, что договорилась с кредиторами об отсрочке платежей и ведет переговоры с банками. Впрочем, источники в Смольном сетуют на то, что пока никто денег авиакомпании давать не торопится.

О том, что у российских авиакомпаний в этом году будут большие проблемы, неоднократно предупреждали и эксперты, и руководители самих перевозчиков. По их мнению, AiRUnion стал лишь первой ласточкой. А раз дело дошло до государственного авиаперевозчика, бортами которого пользуется правительство РФ, то значит на рынке действительно все плохо.

Вполне возможно, что с ГТК все-таки поступят в соответствии с волей президента Дмитрия Медведева, который не так давно сказал, что мелкие российские авиакомпании должны быть объединены в крупные холдинги. Глава государства также высказался против ценовой политики поставщиков топлива. "Продавцы авиационного керосина ведут себя по-хамски", - заявил президент, добавив, что этим должны заниматься антимонопольные органы. В ФАС уже обратилась авиакомпания Сибирь, котрая крайне недовольна тем, что поставщики топлива "не заметили" падения цен на нефть: российских аэропортов, в отличие от зарубежных, снижение цен на горючее почти не коснулось.

Не исключено, что если у чиновников появится горячее желание спасать "Россию" нерыночными методами, то ФАС обратит внимание на кредиторов авиакомпании. Тогда она получит передышку и сможет продолжать работу....
Авторские права на данный материал принадлежат «РосБалт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка