О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Прощание с "Черной акулой"

В России прекращено серийное производство уникального ударного вертолета

Накануне Нового года в жизни российской армейской авиации произошло два важных события. Сначала главком ВВС генерал-полковник Александр Зелин заявил, что государственная комиссия, рассмотревшая результаты испытаний новейших отечественных боевых вертолетов, решила принять на вооружение Военно-воздушных сил две винтокрылые машины - Ми-28Н "Ночной охотник", как его называют в войсках, и Ка-52 "Аллигатор" - улучшенную версию знаменитой "вертушки" Ка-50 "Черная аула". А вскоре генеральный директор Дальневосточного авиационного завода "Прогресс", что находится в городе Арсеньев (Приморский край) и где собирают и "Акулу", и "Аллигатор", объявил о прекращении серийного производства Ка-50.

Вертолет, о котором лет двадцать назад был снят даже приключенческий художественный фильм, видимо, прекращает свое существование и останется только в нескольких экземплярах. По сведениям "НВО", в 334-м центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке сейчас находится восемь таких машин и еще пять - недостроенных - на самом заводе в Арсеньеве. Но теперь их сборка вряд ли будет завершена.

Судьба "Черной акулы", которая некогда вызывала фурор на международных авиасалонах, проявила себя в боях в Афганистане и Чечне, оказалась предрешенной. Почему? Ответ на этот вопрос прост и в то же время сложен. Попробуем разобраться.

Невезучая машина

Начнем с того, что разработка ударного вертолета В-80, который потом назовут Ка-50 "Черная акула", началась еще в конце семидесятых годов прошлого века. Этот винтокрыл и должен был, по замыслу его создателей, превосходить по всем параметрам "засветившийся" во Вьетнаме и широко разрекламированный во многих голливудских фильмах знаменитый американский "Апач" АН-64D - лучший зарубежный штурмовой вертолет того времени.

Отечественные специалисты воплотили в своем детище все самые передовые конструкторские идеи тех лет - по оснащению "вертушки" самым мощным вооружением и высокоточной системой наведения. А, кроме того, обеспечили машину высокой скороподъемностью, маневренностью и способностью успешно действовать в условиях высокогорья при максимальных наружных температурах воздуха и умением вести бой с превосходящими силами противника. В том числе и воздушного.

В этом "Акуле" помогали уникальные качества, которыми не обладал ни один другой боевой вертолет мира - соосное расположение винтов, что позволяло машине буквально "висеть" и вращаться, ведя огонь по сторонам, на одном месте в воздухе, повышенная боевая живучесть. Все важнейшие агрегаты винтокрыла были дублированы и защищены легкой броней, которая выдерживала попадание пули калибра до 12,7 мм. "Акула" имела взрывобезопасные топливные баки и катапультное кресло пилота, что позволяло ему при необходимости покинуть подбитую машину. Кроме того, в ее арсенале помимо неуправляемых ракет и скорострельных пулеметов, какие были и есть у знаменитого "крокодила" Ми-24, появились сверхзвуковые ракеты - противотанковые и авиационные (последние - это Р-73, а потом и "Иглы" с тепловой головкой самонаведения).

В 1984 году "Черная акула" выиграла закрытый конкурс, объявленный ЦК КПСС и Советом министров СССР. Она превосходила своего предшественника Ми-24 по всем тактико-техническим характеристикам. По мощи оружия, способности летать днем и ночью в любую погоду, решать самые разнообразные боевые задачи - от разведки противника до нанесения сокрушительных ударов по его бронетехнике и живой силе. Кроме того, Ка-50 мог, как истребитель, сражаться с другими вертолетами.

У "Акулы" было и другое достоинство - управлял машиной, вел бой на ней один пилот, который выполнял обязанности летчика, штурмана и оператора огневых средств. В случае гибели "вертушки" потери были бы по крайней мере в два раза меньше, чем при смертельном поражении любой другой винтокрылой машины. А человек был и остается самой большой ценностью любого боевого комплекса.

Но эта уникальная особенность - пилот, выполняющий массу обязанностей, сыграла с "Акулой" роковую роль. Командование армейской авиации не принимало данной концепции. На боевых вертолетах, что на отечественных, что на зарубежных, утверждали генералы, функции летчика и штурмана-оператора были разъединены. И аргументы конструкторов, что в истребителе летчик решает задачи один за всех, не принимались. Заказчики были непримиримы - одно дело истребитель, которого часто выводят на цель с земли, говорили они, а другое - вертолет, который доложен сам искать себе "добычу". И хотя в начале девяностых годов прошлого века "Черная акула" была запущена в серийное производство на дальневосточном заводе "Прогресс", а в 1995-м принята на вооружение Российской армии, ее противники сделали все, чтобы она не появилась в войсках. Им помог и известный обвал с выделением финансовых средств на производство боевой техники. Ка-50 осталась только для международных авиасалонов, где она, как знают специалисты, поражала военных экспертов своей высочайшей маневренностью и обилием высокоточного вооружения, что могла нести на своих пилонах, и… для новых бесконечных испытаний.

Правда, по настоянию специалистов, "Черная акула" все же приняла участие в антитеррористической операции в Чечне. Проявила себя там достаточно хорошо - обнаружила и уничтожила несколько баз боевиков. Но пробыла она на войне недолго. Большие авиационные начальники решили не рисковать - вдруг террористы сумеют сбить легендарную машину, в этом случае политический и психологический резонанс от такой потери будет несоизмерим с боевой эффективностью применения этого вертолета. И "невезучая вертушка" вернулась на свою базу - в Торжок, в 334-й центре боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации.

Разведывательно-ударный вертолет Ка-52 "Аллигатор".

Реинкарнация в "Аллигатора"

Борьба с "ветряными мельницами" - с психологической неспособностью отдельных представителей из руководства ВВС и фронтовой авиации принять концепцию "одного летчика на вертолете" утомила создателей "Черной акулы". Они, что называется, пошли на попятную и сделали машину по той же соосной схеме, что и Ка-50, но уже с двумя пилотами, провели своеобразную реинкарнацию "Акулы".

Она стала теперь называться Ка-52 "Аллигатор". Новая машина умеет все тоже самое, что и ее предшественница, но, кроме того, приобрела возможность быть командирской - осуществлять координацию действий ударной вертолетной группировки, искать и распределять между ними обнаруженные и вновь выявленные цели, стала "разведывательным ударным всепогодным вертолетным комплексом, предназначенным для решения широкого круга боевых задач днем и ночью в любое время года".

Штурман-испытатель 929-го Государственного летно-испытательного центра, что расположен в городе Ахтубинске Астраханской области, полковник Владимир Томилин сказал "НВО", что Ка-52 особенно ценна при проведении операций в горах. "Аллигатор" обладает повышенным потолком полета и редкостными маневренными качествами. Кроме того, может успешно дополнить несколько звеньев Ми-28Н, создав боевой комплекс, способный решать любые задачи. И только он может "висеть" на одном месте около 12 часов подряд, "освещая" местность на многие километры вокруг.

По сведениям, которыми располагает "НВО", если Ми-28Н пойдут во фронтовую авиацию, как говорится, напрямую, то камовские машины будут предназначены в основном только для тех подразделений, которые должны выполнять специальные задачи. Не исключено, что и в связке с милевскими.

Поставка первых Ка-52 "Аллигатор" запланирована на 2009 год. Всего до 2012 года, как стало нам известно, планируется закупить 12 таких машин из ста боевых вертолетов, что запланированы на поставку в войска Гособоронзаказом. Конечно, они, как и двенадцать апостолов, погоды в Российской армии не сделают. Но не исключено - действительно помогут сохраниться уникальному КБ имени Камова, сберечь и развить те высокие технологии, что еще есть на дальневосточном авиазаводе "Прогресс". С боевой техникой такое бывает - перестанешь ее делать, а потом не сумеешь возродить никогда.

Примеры известны. Германия и Япония, которым было запрещено после Второй мировой войны заниматься авиацией, только-только научились делать современные многофункциональные истребители, да и то в связке с другими технологически высокоразвитыми странами. Хотя их автомобили одни из самых лучших в мире. Да и боевые вертолеты сегодня умеют делать только отдельные страны. Их можно пересчитать по пальцам одной руки.

Благодаря "Черной акуле", с которой мы прощаемся и которая будет теперь, видимо, присутствовать только в музее да на авиасалонах, Россия пока в их числе.

P.S. В прошлом году Пентагон отказался от дальнейших закупок вертолетов MH-60S Knighthawk, созданных корпорацией Sikorsky Aircraft. Кроме того, военное ведомство США объявило о сворачивании программы по созданию вертолета нового поколения RAH-66 Comanche, общая стоимость которой составляла 38 млрд. долларов. Американцы экономят на сокращении многообразия своей боевой техники....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка