О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

ОАК заработает на пошлинах

ОАК подготовила предложения о механизме беспошлинного ввоза в Россию иностранных самолетов. В обмен на операционный лизинг этой техники у дочерних компаний ОАК авиакомпании будут обязаны заключить с корпорацией контракты на поставку российских самолетов "аналогичного класса"

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подготовила предложения о механизме беспошлинного ввоза в Россию иностранных самолетов. В обмен на операционный лизинг этой техники у дочерних компаний ОАК российские авиакомпании будут обязаны заключить с корпорацией контракты на поставку российских самолетов "аналогичного класса". Участники рынка и эксперты сомневаются в жизнеспособности схемы и отмечают большие финансовые риски для самой ОАК.

Как рассказал "Ъ" источник в Минпромторге, в конце декабря замдиректора департамента авиационной промышленности министерства Валерий Воскобойников получил от президента ОАК Алексея Федорова письмо с описанием двух вариантов механизма беспошлинного ввоза в Россию импортных самолетов. Варианты отличаются незначительно, добавил собеседник "Ъ". Кроме того, по его словам, ОАК сформировала перечень комплектующих, пошлины на которые будут обнулены. "В конце прошлого года перечень был направлен в Федеральную таможенную службу (ФТС) и Минэкономразвития, но последнее потребовало более детального обоснования предложений. Сейчас готовится совещание по этим вопросам у премьера", - утверждает источник.

"Ъ" удалось ознакомиться с письмом Алексея Федорова. Предложенная ОАК схема предполагает, что иностранные самолеты будет в режиме временного ввоза импортировать дочерняя лизинговая компания ОАК с последующей передачей в операционный лизинг российским авиакомпаниям. Те, в свою очередь, должны будут заключить контракты с ОАК на поставку в финансовый лизинг российских самолетов "аналогичного класса". К сроку поставки отечественных судов ОАК обязуется вывезти иностранные самолеты за пределы РФ. Оба варианта предполагают беспошлинный ввоз самолетов дочерней компанией ОАК, но в первом предложено полностью освободить компанию от 20% пошлины и 18% НДС, а во втором - субсидировать платежи из госбюджета. В письме отмечается, что второй вариант с финансовой точки зрения менее привлекателен для авиакомпаний, а также предполагает риск неполучения субсидий.

В ОАК вчера "Ъ" подтвердили отправку письма, отказавшись от более детальных комментариев. Представитель корпорации только заявил "Ъ", что в настоящее время "в ОАК продумывают концепцию документа, который определит механизм ввоза иностранных самолетов и принципы импортозамещения, в рамках реализации поручения премьер-министра, данного в сентябре 2008 года". В Минэкономразвития от комментариев отказались, однако источник "Ъ" в министерстве считает, что позиция ведомства может измениться. "Наши предложения были сформированы еще в октябре, тогда ситуация с госфинансами была иной. Теперь не факт, что Минфин согласует бюджетные субсидии на возмещение пошлин и НДС при временном ввозе импортных самолетов", - утверждает он. В Минфине от комментариев отказались.

Источник "Ъ" в Минтрансе отмечает, что авиакомпании пока с осторожностью смотрят на эту инициативу, не доверяя возможностям ОАК по поставке новой техники. Поставка первых SSJ-100 стартовому покупателю "Аэрофлоту" уже задерживается как минимум на полгода. А компания "Трансаэро", подписавшая контракт на десять Ту-214 (дочерняя ОАК Финансовая лизинговая компания обещала поставить их до конца 2007 года), пока получила только два. Возможность беспошлинного ввоза западной авиатехники в обмен на обязательства по закупке российской существовала с 1998 года, но кроме "Аэрофлота" ей не воспользовался ни один перевозчик, да и тот так и не приобрел шесть Ил-96-300, заказанных в рамках инвестсоглашения с Минэкономразвития.

Гендиректор "ЮТэйр" Андрей Мартиросов полагает, что предложенная ОАК схема вряд ли будет одобрена правительством, поскольку противоречит главной задаче ОАК - продвижению на рынок российских машин. Кроме того, господин Мартиросов считает неправильным отягощать процедуру лизинга новым посредником в виде ОАК и возлагать на государство поиск финансирования сделок, когда это могут делать сами авиаперевозчики. "Если это будет просто посредник, который будет подыскивать самолеты и зарабатывать комиссию, встает вопрос: зачем мы отменяем пошлину?" - соглашался в недавнем интервью "Ъ" гендиректор ГТК "Россия" Сергей Михальченко.

Эксперты разделяют обеспокоенность авиаперевозчиков и видят в проекте риски для самой ОАК. "Корпорация получает возможность заработать, но это не дает авиакомпаниям гарантий поставки отечественной техники в срок", - отмечает гендиректор компании Infomost Борис Рыбак. Глава аналитической службы агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев добавляет, что российские законы почти не защищают лизингодателя, а значит, у ОАК есть риск не получить самолеты обратно, даже если перевозчик перестанет за них платить. По его мнению, воспользоваться схемой в полной мере сможет только создающийся "Ростехнологиями" перевозчик "Росавиа", поскольку ведущие авиакомпании - "Аэрофлот", "Трансаэро", "Сибирь" - уже обеспечены прямыми контрактами с Boeing и Airbus. Источник в Минпромторге также считает, что схема будет наиболее выгодна именно "Росавиа", которая нуждается в самолетах уже сейчас....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка