О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пентагон прорывается в Индию

Вашингтон пытается оттеснить Москву от крупнейшего рынка вооружений

Закончившаяся в индийском Бангалоре Международная авиакосмическая выставка AERO INDIA’2009 была примечательна не только борьбой за победу в конкурсе на поставку Нью-Дели среднего многофункционального истребителя. В нем, как сообщалось не раз, участвуют шесть фирм - американские Boeing и Lockheed Martin с самолетами F/A18E/F Super Hornet и F-16IN Super Viper, французская Dassault Aviation с Rafale, европейская EADS с Eurofighter EF-2000 Typhoon, шведская Saab Gripen NG и наш РСК МиГ с МиГ-35. Но и кроме них на индийский рынок пытаются проникнуть со своим товаром многие другие компании из Старого и Нового Света. По крайней мере, как утверждают завсегдатаи бангалорского авиашоу, столько американских летательных аппаратов и стольких американских военных они на предыдущих местных показах не встречали.

Похоже, Минобороны США действительно решило не отставать от бизнесменов. Интересно, что Пентагон даже имел свой стенд в павильоне "Е" рядом со стендами того же Boeing, Lockheed Martin, Raytheon, Northrop Grumman, Textron/Bell и Honeywell, а по занимаемой площади 18х3 м он не уступал даже Boeing. Там всегда толпилось много местного народа - бесплатные брелки, шариковые ручки, стикеры с эмблемами американских вооруженных сил шли нарасхват. Да и людям просто было интересно посмотреть на "джи-ай", которых здесь давненько не видели, поговорить с ними о том о сем. И вторая примечательная деталь: американские стенды располагались через проход от оборонных корпораций Индии - самой крупной из них HAL (Hindustan Aeronautics Limited), российско-индийской Brahmos, а также отсека индийских ВВС - Indian Air Force. В любое время заокеанские специалисты по делу или просто так, почти случайно, могли встречаться с индийскими коллегами, общаться на любые, в том числе и профессиональные темы, в чем-то убедить собеседника или посеять в нем сомнение...

Можно, конечно, говорить, что такое размещение было случайным, не имеющим под собой никаких далеко идущих, как привиделось автору, оснований. Но что-то останавливает меня от таких выводов. И это "что-то" - то количество боевых самолетов, которое слетелось в Бангалор с близлежащих американских баз. Например, из района Персидского залива, с островов Диего-Гарсия или из Австралии. Особенно много оказалось истребителей F-16, складывалось впечатление, что на местный аэродром их приземлилось не меньше эскадрильи. И в воздух на демонстрационные полеты, которые, кстати, продолжались чуть ли не весь светлый день, они поднимались по очереди - один за другим. Американские летчики группами ходили по выставке, внимательно осматривали другие боевые машины, обменивались между собой мнениями о них. А их техники неотлучно находились у самолетов, не отходили от машин ни на минуту, даже отдыхали между полетами, лежа на горячей бетонке под тенью от крыльев своих Hornet или Viper.

Наших боевых летчиков, кроме тест-пилотов МиГ-35, в Бангалоре не было. Больших военных начальников - тоже. Видимо, слишком заняты, далеко лететь, да и нет на это времени. Только раз мелькнул между отечественными стендами старший группы военных советников, работающих в Индии, генерал-майор Виктор Соболев, сопровождавший на выставке посла России Вячеслава Трубникова. Генерал сказал российским журналистам, что работать тут трудно - "американцы лезут во все щели", - и удалился.

Может, когда-нибудь разбогатеет и наше Минобороны, тоже станет разворачивать свои стенды, как Пентагон, посылать на зарубежные международные выставки не только высокопоставленных чиновников, но и офицеров, молодых и постарше, себя показать и других посмотреть. Сравнить, где мы и где они. Как бы сложно ни было отечественному ОПК, но нам пока еще есть чем гордиться. И завоеванного своего места на зарубежных оружейных рынках мы никому даже в ожесточенной конкурентной борьбе уступать не собираемся....
Авторские права на данный материал принадлежат «Независимое военное обозрение». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка