О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Почетному генеральному конструктору самолетов "МиГ" Ростиславу Белякову исполняется 90 лет

Почетному генеральному конструктору самолетов "МиГ" Р.Белякову исполняется 90 лет

Вся трудовая деятельность Ростислава Белякова с 1941 года по настоящее время связана с самолетами марки "МиГ". Он принимал деятельное участие в разработке знаменитых истребителей МиГ-3, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25. После кончины А.И.Микояна в 1971 г. Ростислав Беляков стал Генеральным конструктором и возглавил создание боевых самолетов МиГ-27 и новых модификаций МиГ-21, МиГ-23 и МиГ-25.

Исключительным достижением конструкторского коллектива, которым руководил Ростислав Беляков, стала разработка авиационных комплексов четвертого поколения МиГ-29 и МиГ-31, стоящих на вооружении ВВС России и многих других стран мира.

Почетный Генеральный конструктор самолетов "МиГ" Ростислав Беляков продолжает участвовать в деятельности Инженерного центра "ОКБ им.А.И.Микояна", входящего в состав Российской самолетостроительной корпорации "МиГ".

Генеральный директор РСК "МиГ" Михаил Погосян подчеркнул, что "под руководством выдающегося авиаконструктора Ростислава Белякова были созданы превосходные истребители. Не менее важно, что он творчески развил отечественную школу управления сложными оборонными программами, в которой большие полномочия генерального конструктора сочетаются с высокой ответственностью за порученное дело. Сегодня, объединяя потенциал РСК "МиГ" и Компании "Сухой", мы стремимся сохранять и приумножать все лучшее, что наработано нашими учителями и предшественниками".

Биография Ростислава Аполлосовича Белякова

Ростислав Аполлосович Беляков родился 4 марта 1919 г. в г. Муроме Горьковской области (ныне Владимирская область).

После окончания в 1941 г. Московского авиационного института он был направлен на авиазавод №1 им. Авиахима в Особый конструкторский отдел главного конструктора А.И. Микояна (позже - Особое конструкторское бюро ОКБ-155). Работал инженером-конструктором, возглавлял сектор, затем бригаду.

За короткое время Беляков стал крупным специалистом по системам управления и посадочным средствам летательных аппаратов. Он принимал активное участие в создании истребителей МиГ-3, МиГ-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19. МиГ-21 и их многих модификаций, ряда опытных самолетов, а также крылатых ракет.

В феврале 1955 г. Ростислав Беляков возглавил бригаду общих видов. В июне 1957 г. назначен заместителем главного конструктора по системам управления. В марте 1962 г. он стал первым заместителем Генерального конструктора Микояновского КБ. Беляков входил в число авторов проектов самолетов МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25 и их бортовых комплексов, а также был непосредственным участником и руководителем работ по их постройке, испытаниям и доводке.

В связи с тяжелой болезнью Артема Ивановича Микояна Ростислав Беляков с 1969 г. исполнял обязанности Генерального конструктора. В марте 1971 г., после кончины А.И.Микояна, Беляков утвержден в должности Генерального конструктора.

Всего за 25 лет работы Генеральным конструктором под руководством Р.А.Белякова и при его непосредственном участии был создан целый ряд опытных, экспериментальных самолетов и серийных авиационных комплексов различного назначения. В их числе истребители МиГ-21бис, а затем МиГ-21-93 (МиГ-21bis upg), МиГ-23МЛ (П, МЛД), семейство МиГ-27, МиГ-25ПД (ПДС и РБ), МиГ-29, МиГ-31, МиГ-АТ, их модификации и модернизированные варианты.

Разработанные под его руководством самолеты обладают высокими летно-техническими характеристиками и боевой эффективностью и были приняты на вооружение отечественных ВВС и авиации ПВО, а также поставлялись ВВС более 50 зарубежных стран. Наряду с этим было создано несколько принципиально новых экспериментальных самолетов, в том числе опытно-экспериментальный истребитель 5-го поколения МФИ.

Р.А.Беляков внес существенный вклад в создание новых типов конструкций самолетов, в том числе, крупноразмерных сварных из стали, алюминиево-литиевых сплавов и композиционных материалов. В результате работ Белякова получили дальнейшее развитие газодинамика, силовые установки, авионика, авиационное вооружение, бортовое математическое обеспечение, самолетные системы, в том числе, дистанционного управления самолетом и силовой установкой, автоматизация процессов контроля, современные способы тренировки и подготовки летного состава, внедрение новых материалов и технологий.

За годы своей трудовой деятельности Беляков внес фундаментальный вклад в решение задач и развитие таких направлений, как общее проектирование самолетов, их систем управления, взлетно-посадочных устройств, аэродинамика, устойчивость и управляемость, прочность, силовые установки, комплексы оборудования и вооружения, авиационные материалы и технологические процессы, надежность и безопасность полета, увеличение ресурсов самолетов.

Им решены важные проблемы в области создания конструкций самолетов, работающих в условиях значительного аэродинамического нагревания, применения крыла с изменяемой стреловидностью в полете, систем управления сверхзвуковыми самолетами, повышения маневренности самолетов.

Беляков приложил много усилий для повышения роли и статуса института Генеральных конструкторов, как ключевого элемента создания сложных научно-технических комплексов и организаций работ большого количества смежных организаций.

Ростислав Беляков вел большую научную, общественную и государственную деятельность. В 1973 г. Ростислав Беляков стал доктором технических наук, в 1981 г. - избран академиком Академии Наук СССР (в настоящее время Российская Академия Наук).

В 1997 г. Р.А.Беляков по состоянию здоровья переведен на должность советника Генерального конструктора и председателя Научно-технического Совета АНПК "МиГ" им.А.И.Микояна. С его участием были разработаны и реализованы конструктивные решения по модернизации истребителя МиГ-29.

За многолетний и плодотворный труд в авиационной промышленности в апреле 1999 г. ему было присвоено звание "Почетный Генеральный конструктор самолетов "МиГ".

Р.А.Беляков - почетный президент Российской Академии авиации и воздухоплавания, почетный член Королевского общества аэронавтики (Великобритания), почетный профессор Московского авиационного института и Пекинского университета.

Лауреат Ленинской (1972 г.) и двух Государственных премий СССР (1952 г. - 1-я степень, 1988 г.). Награжден двумя золотыми медалями "Серп и Молот", четырьмя орденами Ленина, орденами "Октябрьской Революции", "Трудового Красного Знамени", "Красной Звезды", "Знак Почета", "За заслуги перед Отечеством" 2-й степени, медалями "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-945 гг.", "В память 800-летия Москвы", "300 лет Российскому флоту" и золотой медалью РАН имени академика А.Н.Туполева, медалью А.И. Микояна (РСК "МиГ"). В ознаменование присвоения звания дважды Героя Социалистического Труда на его родине в г. Муроме Владимирской области установлен Бронзовый бюст....
Авторские права на данный материал принадлежат «РСК "МиГ"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка