Военно-промышленный курьер
15 апреля 2009, 10:18
Совместный выход на "гиперзвук"
Российско-французское сотрудничество в выполнении летных экспериментов по программе LEA
Сейчас в мире растет интерес к освоению активных гиперзвуковых полетов в атмосфере. Однако работы по освоению гиперзвуковых скоростей, начатые в СССР и США еще в 60-е, так и не пришли к достойному завершению. Причина не только финансовая, но и чрезвычайная сложность и многофакторность задач, стоящих перед создателями гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЛА), необходимость преодоления множества научно-технических барьеров.
Сегодня, исходя из сложившихся экономических и технических реалий, решение проблемы видится в поэтапном приближении к "гиперзвуку", что в свою очередь предполагает создание летающих лабораторий, позволяющих в реальных условиях свободного полета (при числах Маха 6 и выше), не воспроизводимых или в недостаточном объеме воспроизводимых в аэродинамических трубах или в процессе компьютерного моделирования, отрабатывать технические решения и технологии, позволяющие в дальнейшем приступить к созданию гиперзвуковых ЛА, пригодных к практическому применению.
Такие лаборатории создаются как в нашей стране, так и за рубежом. В США для программы Hyper-X был разработан комплекс на базе первой ступени крылатой авиационной ракеты "Пегас", обеспечивший вывод экспериментального аппарата Х-43А на гиперзвуковые режимы полета. В СССР в 1991-1998 гг. по программе "Холод" были проведены летные эксперименты на летающей лаборатории (ЗУР С-200) с испытанием гиперзвукового прямоточного двигателя в конструкторском бюро "Радуга", расположенном в подмосковной Дубне. В 80-90-е годы там создавали гиперзвуковой экспериментальный летательный аппарат с прямоточным воздушно-реактивным двигателем - уникальное изделие, и сегодня не имеющее зарубежных аналогов. Оно было впервые публично продемонстрировано на выставке "МАКС-1997" на базе авиационной ракеты Х-22, созданной в 1965 г., разработана гиперзвуковая летающая лаборатория (ГЛЛ) "Радуга Д2". Она предназначена для выполнения летных экспериментов, а также для подтверждения имитационных программ.
Гиперзвуковая летающая лаборатория "Радуга Д2" представляет собой модернизированную крылатую ракету Х-22, способную совершать полет со скоростью, превышающей М = 6, с массой полезной нагрузки (экспериментальным оборудованием) до 800 кг.
Все указанные выше преимущества "Радуги Д2" не остались незамеченными специалистами, участвующими в европейской научной программе по экспериментальному гиперзвуковому ЛА LEA. Его разработку возглавляют французское отделение концерна MBDA и Тулузский исследовательский центр французского Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства ONERA.
По материалам зарубежной печати (журнал Aviation Week, 13.10. 2008) стало известно, что руководство проекта LEA, учитывая большой опыт российских предприятий, в частности ГосМКБ "Радуга", в практической разработке и проведении испытаний гиперзвуковых ЛА, заключило с Рособоронэкспортом контракт на проведение летных испытаний LEA. В подготовке и выполнении программы LEA принимают участие также Летно-испытательный центр (ЛИЦ) им. М. М. Громова, МАИ и ЦИАМ при общей координации со стороны Рособоронэкспорта.
Предусмотренный контрактом график программы предполагает проведение четырех летных испытаний с 2012 по 2014 год. В настоящее время идут работы на этапе, в результате которых должна быть получена детальная конструкция ГЛА для первой серии испытаний в аэродинамических трубах и на стендах с целью проверки тягово-аэродинамических характеристик. Испытания должны начаться в 2010 году.
Последняя конфигурация LEA, представленная концерном MBDA и Управлением ONERA, значительно отличается от ранее опубликованных. Изменения коснулись воздухозаборника и хвостовой части планера с оперением. Длина фюзеляжа стала меньше: в первоначальном ЛА она была 5 м, а в данном проекте - 4,2 м.
Конструкции головной части корпуса и воздухозаборника ЛА LEA отрабатывались на модели в масштабе 1:3 в 2004-?2005 гг. В настоящее время проводятся ее испытания в аэродинамической трубе Управления ONERA. Натурные испытания LEA с реактивным двигателем на скорости 6 М предполагается провести весной 2010 г., а на скорости 7,5 М - осенью 2011 г.
Хотя заключение о положительном решении научных и технических проблем даст только успех летного эксперимента, большая часть предварительных результатов может быть опробована на доступном наземном стендовом оборудовании и с помощью классического численного моделирования (термический анализ, механика).
Для этого разработчиками изготовлен испытательный стенд METHYLE. Он должен сыграть важную роль в поддержке летных испытаний LEA и анализе их результатов.
Господин Ф. Фалемпен, ответственный за перспективные исследования на силовых установках от концерна MBDA, подчеркивает, что программа испытаний связана в первую очередь с подтверждением правильности методологии проектирования и демонстрацией основных технологий камеры сгорания для гиперзвуковых двигателей, а не с разработкой действительного скоростного транспортного средства.
Испытательный стенд METHYLE создан на основе похожей установки меньших размеров для программы JAPHAR (Joint Air-breathing Propulsion for Hypersonic Application Research - совместная воздушно-реактивная силовая установка для проведения научно-исследовательских работ по гиперзвуковым системам), над которой совместно работали Франция и Германия с 1997 по 2001 год. Новый стенд должен обеспечить возможность имитационного моделирования полета крупномасштабных макетов и опытных образцов ЛА с использованием различных типов топлива на скоростях до 7,5 М при температурах до 2100°С.
Летные испытания, проводимые российскими специалистами с помощью российской техники, позволят разработчикам определиться с методологией проектирования и окончательным выбором направления дальнейшей разработки европейского перспективного гиперзвукового ЛА LEA....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 24, 2024
Работая с клиентами, мы всегда вникаем в их потребности
Апрель 23, 2024
Специалисты ИАЗ закончили сборку отсека Ф4 очередного серийного самолёта МС-21
Апрель 24, 2024
В Ростове-на-Дону утвердили спецзону для экспериментальной авиации
Апрель 24, 2024
Развитие отрасли беспилотной авиации в России