О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летят и падают

В Томской области выясняют: упал ли вертолет Ми-2 или совершил аварийную посадку

В Сибирском федеральном округе вертолеты стали падать настолько часто, что при всей трагичности большинства авиаинцидентов невольно вспоминается ситуация из фильма "Особенности национальной охоты". Всем, пожалуй, памятна та пятнистая корова, которую горе-летчики перевозили в грузовом отсеке боевого вертолета. И ставшая впоследствии крылатой фраза, произнесенная кем-то из персонажей: "Жить захочешь - не так раскорячишься!".

При всей разноплановости обстоятельств все сибирские авиапроисшествия объединяет одно: трагедия произошла, расследование идет и… более об этом ни слова. Так, забайкальские эпизоды осени прошлого года расследуются до сих пор. Результаты расследования трагедии в Республике Алтай, унесшей жизни семи человек и нескольких занесенных в Красную книгу архаров, не обнародованы. Не исключено, что вчерашнее авиапроисшествие в Томской области также встанет в этот ряд. Во всяком случае, подробности произошедшего традиционно крайне скудные.

Из официальных источников известно, что вертолет Ми-2 (бортовой номер РА-23302) красноярской компании "Сибавиатрейд" (у красноярцев его арендовала компания "Газтранссервис" - дочка "Востокгазпрома") пропал в Томской области 22 апреля. На его борту находились семь человек - два члена экипажа и пять пассажиров. В 7:01 мск вертолет взлетел с вахты N40 Мыльджинского газоконденсатного месторождения в Каргасокском районе, а спустя 11 минут с ним состоялся последний сеанс связи. В 8:17 вертолет должен был прибыть на вахту "Казанская" в районе города Кедровый. Однако к месту назначения он не долетел.

Достаточно оперативно, уже 8:35 с аэродрома города Колпашево на поиски вылетел вертолет Ми-8 компании "Томск-Авиа". На его борту, кроме членов экипажа, находились два фельдшера, трое спасателей, один работник прокуратуры и два сотрудника милиции. Пропавший вертолет обнаружили в 12:15 в 15 км от Лугинецкого газоконденсатного месторождения. Сразу прошла информация, что на борту вертолета никто не пострадал. Все отделались синяками и ссадинами, лишь у ведущего инженера компании "Томсктрансгаз" была рваная рана ладони. Впрочем, несмотря на осмотр хирурга, медики не исключают, что позднее у пострадавших все-таки могут выявиться проблемы со здоровьем, ведь сейчас они находятся в состоянии посттравматического шока.

И еще одна немаловажная деталь. Старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ и общественностью Оксана Горбунова сообщила "Интерфаксу", что "проведено медицинское освидетельствование экипажа. Алкогольного или наркотического опьянения не установлено".

Теперь о тех, кто мог бы погибнуть, если бы вертолет разбился. В нем, помимо членов экипажа, находились четыре вахтовика (сотрудники АО "Томскгазпром" - дочернего общества "Востокгазпром") и заместитель начальника вневедомственной пожарной охраны. Агентству "Интерфакс-Сибирь" в пресс-службе АО "Востокгазпрома" сказали: "Мы считаем информацию и комментарии специалистов МЧС и Западно-Сибирской транспортной прокуратуры о происшествии объективными и исчерпывающими. В ближайшее время мы ожидаем дополнительных сведений о состоянии здоровья спасенных пассажиров и членов экипажа". Как говорится, кратко и предельно корректно.

Впрочем, об обстоятельствах трагедии пока поступает противоречивая информация. Так, как сообщила агентству "Интерфакс-Сибирь" старший помощник Западно-Сибирского транспортного прокурора по взаимодействию со СМИ и общественностью Оксана Горбунова со ссылкой на опрошенных пассажиров, вертолет совершил вынужденную посадку.

"По их словам, во время полета произошла остановка работы одного из двигателей. После этого вертолет произвел снижение и задел за ветви дерева. В результате лопастями винта была повреждена хвостовая балка вертолета, и вертолет совершил жесткую посадку на болотистой местности", - сказала она. Участники инцидента также утверждают, что после приземления на болото вертолет завалился на бок.

По другим данным, Ми-2 все-таки упал, хотя и с небольшой высоты. "Вертолет был найден лежащим на боку, у него отрублена хвостовая часть, и эти обстоятельства могут свидетельствовать о том, что он аварийную посадку не совершал, а именно упал", - сообщила агентству "Интерфакс-Сибирь" та же Оксана Горбунова.

Кстати, по словам старшего помощника прокурора, в вертолете был спутниковый телефон, но по время поисков на связь по спутниковому телефону никто не вышел. "Пока причина этого устанавливается в ходе проверки", - сказала Горбунова.

Теперь о последствиях. В настоящее время вахта N40 Мыльджинского газоконденсатного месторождения, расположенная в Каргасокском районе Томской области, временно закрыта для полетов. "Поскольку теперь будет исследоваться топливо, которым был заправлен вертолет", - поясняет старший помощник прокурора. Также начата доследственная проверка по факту происшествия.

"На место выехала следственная группа, в составе которой следователи как из Томска, так и из Западно-Сибирского управления", - сообщила агентству "Интерфакс-Сибирь" старший референт отдела процессуального контроля и взаимодействия со СМИ Западно-Сибирского следственного управления на транспорте Татьяна Дубенюк.

Пока идет проверка, у сторонних наблюдателей, не понаслышке знакомых с управлением вертолетами, появились первые вопросы. В какую погоду был совершен этот вылет? Была плохая видимость и снег? Удалился ли Ми-2 от маршрута или нет? А если удалился, то как далеко и куда? Имел ли командир вертолета и экипаж допуск в СМУ (сложные метеоусловия)? На какой высоте они летели и почему не сообщили в эфир об отказе двигателя, если он имел место быть?

Будут ли ответы на эти опросы, покажет время. Пока же минимум информации рождает домыслы и напоминает о героях вышеупомянутой комедии....
Авторские права на данный материал принадлежат «Интерфакс». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка