О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Полету" приказали больше не делать Ан-3

20 апреля генеральный директор ГКНПЦ им. Хруничева В.Нестеров подписал приказ о прекращении производства самолетов АН-3 на омском ПО "Полет" в связи с отсутствием рынка сбыта

Двадцатого апреля генеральный директор ГКНПЦ им. Хруничева Владимир Нестеров подписал приказ о прекращении производства самолетов АН-3 на омском ПО "Полет" в связи с отсутствием рынка сбыта. Финансирование производства, продукция которого не продается, признано нецелесообразным. Более того, другой приказ упраздняет авиационный научно-производственный комплекс и дирекцию программ по авиационной тематике и на самом ГКНПЦ.

Сколько продано Ан-3 за последние три года, с ходу "КВ" не смог сказать никто из специалистов, но все сходятся в одном - не больше двух-трех (всего "Полетом" сделано за десятилетие 26 Ан-3). В 2005 году был подписан договор между департаментом гражданской авиации Казахстана, "Полетом" и компанией "ЮСОН" о поставке шести Ан-3. "ЮСОН" заключил с "Полетом" дилерский договор, согласно которому получил преимущественное право продавать Ан-3 в Казахстане и Средней Азии и оплатил изготовление. Однако вскоре Казахстан передумал, благо оговоренные сроки поставки оказались нарушенными. Четыре самолета до сих пор стоят в цеху предприятия недоукомплектованными, так как "ЮСОН", создавший для продвижения "кукурузников" специальную компанию "МирАвиа", так и не смог их продать. А "Полет" подал иск на бывшего своего партнера, требуя возместить затраты по хранению недокомплекта на своей территории, и суд выиграл.

На протяжении ряда лет руководитель "ЮСОНА" Василий Цой не раз сообщал в СМИ о возможных заказчиках из Монголии, Южной Африки и Латинской Америки. Однако каждый раз энтузиазм потенциальных покупателей спотыкался о цену изделия: от 1,5 до 1,9 млн долларов. При том что аналогичного класса, но более качественный американский Cessna Grand Caravan стоит дешевле. В январе 2008 года на импровизированной выставке продукции омских оборонных предприятий даже первый вице-премьер Сергей Иванов в ответ на просьбы помочь с заказами так и заявил: "Ан-3 почти никто не покупает, потому что он дорогой, неэффективный". В феврале текущего года генеральный директор ПО "Полет" Григорий Мураховский попробовал переговорить о заказах с главой МЧС Сергеем Шойгу, но и тот заявил, что уже приобретенные ведомством Ан-3 не оправдали надежд, а значит, вопрос закрыт.

Ан-3 получил сертификат типа в 2000 году, работы на "Полете" по его изготовлению начались несколько раньше, и вот теперь десятилетняя эпопея омского "кукурузника" завершилась провалом. У ГКНПЦ им. Хруничева грандиозные планы в космической отрасли, связанные с будущим ракетой-носителем "Ангара" и "Протоном" - дай бог на имеющихся площадях справиться с этими объемами. Малодоходное и трудоемкое авиационное направление сегодня Космическому центру неинтересно. Поэтому в Москве прекратили даже собственные разработки по самолету Т-411 "Аист". Как официально сообщил "КВ" руководитель пресс-службы ГКНПЦ им. М.В.Хруничева Александр Бобренев: "В связи с мировым финансовым кризисом приказом генерального директора Космического центра принято решение об упразднении авиационного научно-производственного комплекса и дирекции программ по авиационной тематике. Это относится и к московской площадке, и к омской". Он заметил, правда, что в случае появления заказчиков производство может и возобновиться.

На ВТТВ-Омск-2009 самолет Ан-3, как продукция ПО "Полет", будет, наверное, представлен в последний раз. К "Континенту-2" подвезут тот самый "кукурузник", который побывал на Южном полюсе. Как сообщил Григорий Мураховский, каждый желающий сможет побывать в кабине пилота и покрутить штурвал. Возможно, этот самолет останется здесь уже надолго, как памятник. Об этом в конце 2008 года заявил на пресс-конференции Леонид Полежаев: "Рядом с рекламно-выставочным центром мы поставим Ан-3, который был на Южном полюсе. Назовите мне хотя бы один одномоторный самолет, который был на Южном полюсе? Не было такого. Был только омский Ан-3. Заслуживает увековечения этот самолет? Да. Это дело рук наших конструкторов, техников, строителей, пилотов. Наконец, это история омской авиации". И действительно, похоже, амбициозный проект Ан-3 уходит в историю. Туда, где уже находятся транспортный самолет Ан-70 и многоцелевой Ан-74, из планов по производству которых тоже ничего не вышло....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерческие вести». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка