Slon.ru
28 июня 2009, 19:59
Побег из "Шереметьево"
Новый терминал, обслуживающий "Аэрофлот" и его партнеров по SkyTeam, заработает до конца 2009 года
Терминал D
Здание аэрофлотовского терминала в "Шереметьево" уже возведено, в нем почти завершены отделочные работы. В той части помещения, что выделена под вылет внутренних рейсов, установлены оборудование и системы регистрации пассажиров и багажа. Перед стойками - горы чемоданов и люди в люминесцентных жилетах и касках. Это сотрудники аэропорта играют роль пассажиров, тестируя таким образом аэропортовую систему - "чтоб не получилось, как в "Хитроу".
Настоящие пассажиры, по замыслу "Аэрофлота", появятся в терминале D - именно так он будет именоваться - к концу 2009 года. Для этого авиакомпании нужно будет перевести все свои рейсы из нынешних терминалов Шереметьево - первого, второго и С. Там же должны разместиться и "дочки" "Аэрофлота" - "Норд" и "Дон", а также восемь летающих в Москву партнеров по альянсу SkyTeam.
"Пропускная способность 12 млн пассажиров в год, 70% международных рейсов, 270 рейсов в день, 150 стоек регистрации, 24 киоска саморегистрации, 6 VIP-залов, просторные залы ожидания, 140 стоек паспортного контроля, более 100 единиц контроля безопасности, 22 пассажирских телетрапа, 26 поэтажных эскалаторов, 657 пассажирских и грузовых лифтов, 11 подъемных платформ для инвалидов, 33 стоянки для самолетов, более 4000 парковочных мест для автомобилей, а также 60 стоянок для такси, 9 стоянок для автобусов", - отрывисто и без запинок зачитал по бумажке Савельев на пресс-конференции, состоявшейся после осмотра здания. И тут же, не меняя интонации, сообщил, что нынешний директор терминала Кирилл Будаев вчера отправлен в отставку, а его место займет другой человек - Альберт Щербаков из "Атлант-Союза": "Строительство и эксплуатация это разные вещи". Щербаков же - человек в этом деле многоопытный.
Шереметьевский долгострой
Терминал - долгострой "Аэрофлота". Сама идея появилась более 10 лет назад, а с момента церемонии закладки первого камня в фундамент здания прошло более восеми лет. Идея простая и понятная: "Аэрофлоту" было тесно в перегруженных и не очень обустроенных "Шереметьево-1" и "Шереметьево-2". Кроме того, терминалы удалены друг от друга, что затрудняло стыковки российских и международных рейсов "Аэрофлота", а, значит, стесняло авиакомпанию в дальнейшем развитии. Она уже тогда думала о вступлении в глобальный международный альянс, но с такой организацией бизнеса ее ни один альянс не принял бы. Позже, когда "Аэрофлот" принимали в SkyTeam, наличие собственного терминала стало одним из непременных условий сотрудничества.
Но столь необходимая "Аэрофлоту" стройка не заладилась начиная с закладки первого камня в фундамент. Сначала Химкинская администрация, выделившая 50 га земли рядом с аэропортом Шереметьево сроком на 49 лет, расторгла договор аренды с авиакомпанией. Вместо того, чтобы строить терминал и сдать его в эксплуатацию, как первоначально планировалось - в 2003 году, "Аэрофлот" два года судился с химкинскими чиновниками, впрочем, успешно. Но на этом злоключения не закончились.
Проект нужно было согласовывать с "Шереметьево", но в аэропорте началась кадровая чехарда. Руководители "Шереметьево" постоянно менялись, а потом правительство Михаила Касьянова решило выбрать аэропорту управляющую компанию. Этот конкурс выиграла "Альфа-групп", из-за чего "Аэрофлот" даже подумывал об уходе из "Шереметьево" в другой московский аэропорт. Последующая смена премьер-министра поставила крест на планах "Альфы", но стройка третьего терминала все не начиналась.
Только в 2005 году, буквально накануне вступления в альянс SkyTeam, "Аэрофлот" приступил к реализации многострадального проекта, пригласив в партнеры два госбанка - ВЭБ и ВТБ. Приглашали к участию в специально созданном ОАО "Терминал" и "Шереметьево". Но аэропорт в уставный капитал аэрофлотовской "дочки" так и не вошел. Сначала в "Шереметьево" вообще сомневались в целесообразности строительства третьего терминала - мол, все проблемы "Аэрофлота" можно решить путем реконструкции и расширения существующих терминалов. А потом аэропорт захотел стать контролирующим акционером проекта, а это, в свою очередь, не устроило уже "Аэрофлот".
Последствия для "Домодедово"
С начала стройки в 2006 году "Аэрофлот" и два госбанка вложили в проект около $650 млн, ожидая вернуть их за 13 лет, причем $180 млн на завершение строительства ВЭБ привлек этой весной. Савельев говорит, что капиталовложения окупятся в соответствии с планом, а следовательно, для "отбивки" инвестиций осталось 10 лет.
"Аэрофлоту" придется полностью загрузить свой терминал, что, несомненно, ударит по бизнесу государственного "Шереметьево". Аэропорт сейчас тоже активно строится и расширяется, но только более половины пассажиров ему обеспечивает "Аэрофлот" с "дочками" и партнерами. Когда они уйдут в свой терминал, шереметьевские новостройки опустеют. Став просторным и удобным для пассажиров, "Шереметьево" может попытаться вернуть ушедших в "Домодедово" перевозчиков: министр транспорта Игорь Левитин, возглавляющий совет директоров "Шереметьево", нередко лоббирует интересы родного аэропорта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Slon.ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
