О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

План выживания

Отказаться от старых советских самолетов и убыточных рейсов - таков план спасения компаний "Аэрофлот-норд" и "Аэрофлот-Дон" от банкротства

В прошлый четверг правление "Аэрофлота" рассмотрело планы "дочек" компании по их финансовому оздоровлению. Представленные меры предусматривают "потенциальное получение обеими компаниями положительных результатов по итогам 2009 г.", говорится в пресс-релизе "Аэрофлота".

Виталий Савельев: "Печальный пример "Аэрофлот-карго" - убыток в 6,5 млрд руб. С чего я ее должен держать дальше? Было непростое решение - на правлении рассматривали раза четыре. Совет директоров смотрел несколько раз. Мы не отказались от грузовых перевозок - просто теперь в "Аэрофлоте" есть специальный департамент. То же самое и по рынкам "Аэрофлот-норда" и "Аэрофлот-Дона": бросать эти направления не будем".

Аэрофлот - крупнейшая авиакомпания России. Пассажиропоток - 4,8 млн человек (с учетом "дочек", 1-е полугодие 2009 г.). Акционеры: государство (51%), Национальная резервная корпорация (около 30%). Выручка (2008 г., МСФО) - $4,6 млрд, чистая прибыль - $37 млн. Капитализация - $1,3 млрд.


Работу "дочек" начал критиковать новый гендиректор авиакомпании Виталий Савельев. Уже инициировано банкротство "Аэрофлот-карго" с долгом в 6,5 млрд руб. "Аэрофлот-норд" и "Аэрофлот-Дон" живут как иждивенцы, постоянно от нас что-то требуют: дай гарантию, дай комфортное письмо, дай аванс… "Дочка" должна работать сама, занимать свои ниши, а мы - свои. Они должны добавлять мне стоимость, а не убытки", - возмущается Савельев (см. его интервью на стр. А5). По итогам 2008 г. "Аэрофлот-карго" показала убыток в $105,3 млн "Аэрофлот-Дон" - в $32,3 млн, "Аэрофлот-норд" - в $25 млн. Если чистая прибыль "Аэрофлота" по МСФО составила $167 млн, то группы компаний - лишь $37 млн.

Планы по выживанию "дочек" похожи. Прежде всего, из эксплуатации будут выведены самолеты советского производства. "Аэрофлот-норд" откажется от Ту-134 и Ан-24 к середине 2010 г., говорит советник гендиректора компании Игорь Гуревич: есть планы заменить Ан-24 лайнерами Embraer, а "тушки" - на Boeing 737. "Аэрофлот-Дон" прекратит использовать Ту-134 уже к концу этого года, а на Ту-154 сократит налет, отмечает ее представитель Дмитрий Бакулин. Современные иномарки гораздо экономичнее: так, затраты на авиа-ГСМ для B737 на треть меньше, чем для "тушки", уточняет он. Сколько иномарок нужно компаниям и где они возьмут на них деньги, Гуревич и Бакулин не говорят. Скорее всего лайнеры будут взяты в операционный лизинг, полагает гендиректор Infomost Борис Рыбак.

Следующий пункт - сокращение маршрутов обеих "дочек". Из-за низкой загрузки пришлось отменить рейс из Ростова-на-Дону в Рим, приводит пример Бакулин: невыгодно возить по 25 человек в самолете вместимостью более 100 кресел. "Аэрофлот-норд" сузит маршрутную сеть и сосредоточится только на Северо-Западном и Северном регионах - Архангельск, Мурманск, Сыктывкар, Санкт-Петербург и проч., а также на скандинавском направлении, отмечает Гуревич. Доля чартера должна вырасти до 15% в общем объеме перевозок, делится он.

По словам Бакулина, "Аэрофлот-Дон" больше не приносит убытки: его прибыль во II квартале, по предварительным данным, составила 105,8 млн руб. Удалось вдвое сократить и сумму долга - до 300 млн руб., оставшуюся часть компания погасит до конца года, продолжает он. Гуревич финансовые показатели "Норда" не комментирует.

Чтобы "дочки" "Аэрофлота" показали прибыль в 2009 г., потребуются "жестокие целеустремленные меры", считает Рыбак: это сокращение персонала вдвое, сохранение нескольких самых прибыльных маршрутов - в Москву, Петербург, Новосибирск или Екатеринбург, Египет и Турцию. По прогнозам Рыбака, авиарынок в 2009 г. просядет на 20%, очень тяжелой будет осень, которая и испытает "Аэрофлот-норд" и "Аэрофлот-Дон" на прочность.

Представитель "Аэрофлота" планы "дочек" комментировать не стал. В сентябре обе компании представят свои планы на 2010 г., сообщила компания. Они станут одним из решающих факторов в судьбе "дочек", считает сотрудник "Аэрофлота". Савельев о судьбе двух компаний ответил: "Я не предсказатель. Посмотрим на их меры: я хочу понять, могут ли "дочки" летать"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Ведомости». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка