О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Росавиа" выбирает крылья

Авиакомпания "Ростехнологий" и мэрии Москвы - "Росавиа" - определила, как будет пополнять свой авиапарк. В ближайшие годы она закупит 65 узкофюзеляжных самолетов на $2,6 млрд

Авиакомпания "Ростехнологий" и мэрии Москвы - "Росавиа" - определила, как будет пополнять свой авиапарк. В ближайшие годы она закупит 65 узкофюзеляжных самолетов на $2,6 млрд. Запросы уже отправлены Airbus и Boeing. Вмешаться в спор теоретически может и ОАК с Ту-204СМ. Но с учетом скорости поставок, ей вряд ли доверят постройку больше 15 самолетов, считают эксперты.

Планы главы "Ростехнологий" Сергея Чемезова сделать из "Росавиа" одну из крупнейших авиакомпаний в России с пассажирооборотом в 20 млн человек уже к 2017 году начали обретать реальные черты. Сегодня на авиасалоне МАКС-2009 в подмосковном Жуковском Чемезов сообщил, что "госкорпорация обратилась к ведущим авиастроителям за коммерческими предложениями на закупку 65 узкофюзеляжных самолетов". "Ростехнологии" могут выбрать как одного производителя, так и нескольких одновременно. Предполагается, что на 50 самолетов будет заключен твердый контракт, еще 15 - будут заложены в опцион.

Интересно, что самолеты в интересах "Росавиа" заказывают именно "Ростехнологии", а не сами перевозчики, вошедшие в 2008 году в новое объединение.

Денег у них нет. Соответственно, средства на самолеты будут потрачены государственные. Схема помощи отчасти напоминает поддержку "АвтоВАЗа", которому "Ростехнологии" перечислили 25 млрд рублей, напоминают эксперты.

У "Росавиа" сейчас около 200 самолетов. Но три четверти лайнеров авиакомпаний, вошедших в "Росавиа" после банкротства AiRUnion, морально и физически устарели. Чтобы развить достаточно разветвленную сеть маршрутов и конкурировать на традиционных маршрутах с тем же "Аэрофлотом", действительно необходимо довольно много современных экономичных самолетов, способных соединить крупные и средние города между собой (у "Росавиа" будет 3 базовых аэропорта - в Москве, Санкт-Петербурге и на Дальнем Востоке). Выбор у Чемезова небольшой: "классика" узкофюзеляжных среднемагистральных самолетов - Boeing 737 и Airbus A320.

В Airbus к предложению "Росавиа" отнеслись со всей серьезностью. "Мы готовы учесть все пожелания "Росавиа", - сообщила Газете.Ru представитель Airbus в России и СНГ Мария Шляхтова. - Сроки поставок для нас реалистичны". Если до кризиса Airbus и Boeing были загружены заказами на несколько лет вперед, то сейчас все изменилось - многие авиакомпании из-за финансовых трудностей переносят сроки поставок вперед.

Проблема только в том, что "Росавиа" хочет получить самолеты очень дешево - $35-40 млн за лайнер. "На самом деле это цена вторичного рынка, цена нового A320 по каталогу около $70 млн. Думаю, в итоге "Росавиа" придет к тому, что закажет на "вторичке" те же Boeing или Airbus в лизинг сроком на 5-7 лет", - считает Олег Пантелеев из "Авиапорта". Но источник "Газеты.Ru", близкий к "Росавиа", отрицает возможность использования подержанных "иномарок": "На большой контракт новых зарубежных самолетов можно получить хорошую скиду". Не исключен вариант и с отменой специально для "Росавиа" таможенных и налоговых платежей, которые увеличивают стоимость новых зарубежных самолетов на 40%, полагают эксперты.

Кто победит - Airbus или Boeing, - пока большой вопрос. "Вспомните, как "Аэрофлот" покупал свои "иномарки". При прочих равных это было политическое решение. Отношения с Францией у нас тогда оказались лучше, чем с США", - говорит источник Газеты.Ru в "Аэрофлоте".

Теоретически получить заказ от "Росавиа" может и Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК). "Нашим, - отметил Чемезов, - предложение будет передано чуть позже".

Речь идет о самолете Ту-204, точнее о его новой, усовершенствованной модификации Ту-204СМ. И, возможно, о перспективном узкофюзеляжном самолете МС-21, который появится на рынке не раньше 2016 года.

Несмотря на вчерашний нагоняй от Путина за наличие огромных долгов и "расхлябанность" в работе, ОАК верит в свою конкурентоспособность. "У нас давно идут переговоры с "Росавиа", - сообщил пресс-секретарь ОАК Константин Лантратов. - Мы можем начать поставки узкофюзеляжных Ту-204СМ уже в 2011 году". В каком количестве, а главное, за какую цену ОАК сможет предложить ТУ-204СМ, в компании не уточнили.

"Поставка в такие сроки создает проблему для ОАК. Мягко говоря, госкомпания не сможет начать оперативные поставки Ту-204СМ", - сомневается Олег Пантелеев.

Куда больше в ОАК уверены в твердом контракте со стороны "Росавиа" на региональные самолеты - Superjet. "Мы ведем переговоры и по SSJ-100", - говорит Лантратов. Только вот сама "Росавиа" делать конкретные заявления по покупке самолетов этого класса пока не торопится. Потребность в широкофюзеляжных региональных самолетах (к которым относится SSJ-100), будет определена позднее, и к концу года "Ростехнологии" направят свои запросы производителям этих типов судов, говорит Чемезов.

"Хорошо, конечно, что "Росавиа" озаботилось обновлением авиапарка, - говорит Олег Пантелеев. - Но компании еще предстоит решить множество имущественных вопросов, передать акции. Там же объединяются государственные перевозчики и частные компании. И вообще авиакомпания еще не имеет свидетельства эксплуатанта, есть только ОАО, в которое сливаются активы". Тем не менее финансирование "Ростехнологиями" закупок новых самолетов для "Росавиа" выглядят более логичным, чем прямое выделение средств "АвтоВАЗу", считают эксперты: даже если авиакомпании-банкроты в составе "Росавиа" не удастся реанимировать, не удастся отдать их долги и заставить летать эффективно, то новые "иномарки" всегда можно будет сдать в субаренду или, на худой конец, просто продать....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка