Аргументы и факты
23 сентября 2009, 12:23
Небо. Самолет. Девушка
Пилотов прекрасного пола в гражданской авиации в нашей стране, согласно данным Клуба женщин летных специальностей "Авиатрисса", всего 15. В то время как в Америке за штурвалами пассажирских лайнеров их несколько тысяч
Надежда Кужельная похожа на картинку с обложки журнала - темно-синяя форма с иголочки, идеальный макияж, укладка и неизменные шпильки. И - не одна тысяча часов налета за плечами.
Мечту не предают
"Вас, должно быть, мужчины-коллеги всячески оберегают и во всем помогают…" - предполагаю я. "Далеко не всегда, - Надежда хмурится. - Женщина в авиации по-прежнему нонсенс. Когда я пришла в 18 лет поступать в летное училище, меня не взяли, объяснив, что жизнь в казарме (а именно там живут будущие летчики) - не для девушек. Я пошла в архитектурный, но вдруг поняла, что сознательно отказываюсь от своей мечты… Бросила все и перешла в Московский авиационный институт, чтобы учиться на инженера - все же к небу поближе. Параллельно стала летать в аэроклубе, заниматься высшим пилотажем и вошла в команду "Ласточки" (это то же самое, что эскадрилья "Русские витязи", но для женщин) - ведь если чего-то по-настоящему хочешь, пойдешь до конца, правда же?.."
На самом деле долгое время по-настоящему она хотела только одного. Работа в ракетно-космической корпорации "Энергия", изнурительные тренировки в отряде космонавтов - ее имя должно было встать в один ряд с такими именами, как Валентина Терешкова, Светлана Савицкая, Елена Кондакова… Однако этого не случилось. В 2001 году она, последняя женщина в российском отряде космонавтов, была отправлена "на пенсию" - в неполные 40 лет. "Мои родители до последнего не знали, что я - космонавт, врала им, что работаю инженером, - вспоминает Надежда Васильевна. - Думала: скажу, когда полечу в космос, - чтоб гордились…"
Штурвал "на вырост"
В 2004 г. она окончила Ульяновское высшее летное училище, начала летать пилотом на Ту-134. С благодарностью говорит о своем нынешнем руководстве: поверить в женщину-пилота и доверить ей управление пассажирским самолетом - смелый шаг, на который отважится не всякий.
"Сначала было физически тяжело: 134-я "тушка" изначально сконструирован как военный, с расчетом на рослых, широкоплечих парней, - худенькая Кужельная разводит в воздухе руками, обрисовывая контуры предполагаемых пилотов. - У меня адски болела спина, потому что не получалось плотно придвинуться к спинке кресла". После этого аэробус, за штурвал которого несколько лет назад пересела Надежда, показался ей настоящим раем. Компьютеризированный лайнер требует от пилота не физической силы, а интеллектуального мышления.
"Командиру экипажа, должно быть, радость - он выходит в рейс и видит, что второй пилот - красивая женщина, верно?" - говорю я. Надежда Кужельная смеется и разводит руками: "Иногда бывает и наоборот: у него проблемы дома, с женой, скажем, он выходит на работу - а тут сидит такая блондинка с кудряшками… и все его раздражение выливается на меня". С пассажирами тоже бывают заминки, особенно раньше: большинство из них, не будучи сильны в чтении звездочек на погонах, принимали прекрасного пилота за… стюардессу: "Пытались отдать подносы, попросить воды или сока. Но я их не разочаровывала - приглашала стюардессу".
Каждый знает по себе: полет, особенно длительный, - стресс для организма. Кожа сохнет, перегружается сердечно-сосудистая система. Но Надежде после суровых будней в отряде космонавтов такая работа кажется щадящей: "Лицо перед полетом надо смазать увлажняющим кремом. После того как помыла руки на борту - тоже сразу крем. Ну и пробежки каждое утро еще никто не отменял!"
Дочка Катя, которую летчица родила в 1999 году, ждет маму на земле. "Скучает?" - "Гордится!" - "Что вы скажете ей, если однажды дочь придет и скажет: "Хочу быть пилотом"?" - напоследок спрашиваю я. Надежда выдерживает долгую паузу, вздыхает и улыбается: "Тебе придется отказаться от огромного количества вещей, много работать над собой и никогда не плакать, несмотря на то что ты - девушка…"...
Авторские права на данный материал принадлежат «Аргументы и факты». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114