О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Пулково" станет авиахабом

Петербургский аэропорт "Пулково" давно стремится стать международным авиахабом. Однако в реальности дела обстоят совсем иначе. Пока это лишь небольшой международный и устаревающий внутренний аэропорт

Петербургский аэропорт "Пулково" давно стремится стать международным авиахабом. Однако в реальности дела обстоят совсем иначе. Пока это лишь небольшой международный и устаревающий внутренний аэропорт. Именно эти факторы и еще недавно постоянно растущий пассажирооборот заставили петербургские власти организовать конкурс на право реконструкции и эксплуатации аэропорта "Пулково". Победителем стал консорциум ООО "Воздушные ворота Северной столицы", созданный банком VTB Bank Europe и германской компанией Fraport Group - оператором аэропорта Франкфурт-на-Майне. Уже сегодня больше всего международных рейсов из Санкт-Петербурга вылетает именно в этот крупнейший европейский хаб. Власти Петербурга надеются, что немецкий опыт и инвестиции объемом более 1 млрд евро помогут уже к 2013 году построить новый терминал, организовать приаэропортовую инфраструктуру с отелями, бизнес-центрами и парковками, а также модернизировать аэродром.

Одним из критериев успеха ООО "Воздушные ворота Северной столицы" стало то, что консорциум предложил лучшие условия для города - отчисление 11,5% с оборота в бюджет, не считая налогов. "Таким образом, мы получаем крупного и надежного налогоплательщика", - прокомментировала итоги конкурса губернатор Валентина Матвиенко.

Соглашение между городом и консорциумом-победителем будет подписано 2 ноября этого года. В результате реконструкции "Пулково" власти планируют получить не просто городской аэропорт, а пересадочный и перегрузочный узел, который позволит значительно активизировать социально-экономическое развитие Северной столицы и сделать ее важным транспортным узлом не только для Северо-Западного региона, но и всей страны.

Сегодня петербургский аэропорт "Пулково" - крупнейший на северо-западе России. По количеству перевезенных пассажиров он занимает четвертое место в стране, уступая по итогам 2008 года лишь трем аэропортам московского авиационного узла - "Домодедово", "Шереметьево" и "Внуково". В прошлом году пассажирообмен аэропорта "Пулково" составил более 7 млн человек. Из них 3,2 млн человек совершили полет на международных воздушных линиях в страны дальнего зарубежья. Правда, за восемь месяцев 2009 года пассажирообмен аэропорта "Пулково" на всех направлениях снизился на 10%. В среднем каждый день на авиационном поле производится около 260 взлетов и посадок и обслуживается свыше 19 тыс. пассажиров.

Сейчас на регулярной основе в Санкт-Петербург летают 27 зарубежных, 32 российские и 10 авиакомпаний стран СНГ. Маршрутная сеть аэропорта насчитывает 136 регулярных маршрутов. Лидерами перевозок являются: авиакомпания ГТК "Россия" - базовый перевозчик "Пулково", обслужившая по итогам прошлого года 44,8% пассажиров аэропорта (2 721 952 человека); "Аэрофлот" (488 645 человек), удерживающий вторую позицию в основном за счет увеличения количества рейсов в Москву, и крупнейшая германская авиакомпания Lufthansa (374 654 человека). Дальше следуют S7 (234 823 человека), "ЮТэйр" (194 990 человек), Sky Express (141 197 человек), "Трансаэро" (141 072 человека), "Аэрофлот-Норд" (140 883 человека), "Узбекистон хаво йуллари" (132 110 человек) и Air France (120 353 человека). Динамично развивается пассажиропоток клиентов авиакомпании Swiss, открывшей в 2008 году регулярное сообщение по маршруту Санкт-Петербург - Цюрих (57 176 человек с января по август 2009 года). Швейцарская авиакомпания обеспечила себе достаточно высокий поток пассажиров за счет стыковочных рейсов, позволяющих пересесть на рейсы в другие города Европы, США и Канаду.

Что касается сегмента low-cost-авиакомпаний, то в последние годы они заметно усилили свои позиции в "Пулково". Доля низкобюджетных перевозчиков в суммарном регулярном пассажирообмене аэропорта за 2008 год увеличилась с 4,2 до 5,4%. В настоящее время регулярные полеты в Санкт-Петербург выполняют Air Berlin (Берлин), Germanwings (Кельн/Бонн), Wind Jet (Катания, Форли, Верона, Палермо), Norwegian Air Shuttle (Осло), Air Baltic (Рига) и российский низкобюджетный перевозчик Sky Express (Москва). Лидерами по количеству перевозимых пассажиров в категории дискаунтеров за 2008 год являются: Sky Express (141 197 человек), Germanwings (37 352 человека).

Больше всего международных рейсов из петербургского аэропорта производит Lufthansa, на ее счету более полутора тысяч полетов и 170 тыс. перевезенных пассажиров. Летают в основном Airbus, модели Industrie А319. Основное направление - Франкфурт-на-Майне. Объясняется это не только тем, что международный аэропорт Франкфурт-на-Майне - крупнейший в Германии и третий по пассажиропотоку в Европе. Кроме того, это гигантский хаб, через который проходят стыковочные рейсы практически во всех направлениях мировой авиации. Второе место по количеству рейсов и перевозимых пассажиров на данном направлении принадлежит ГТК "Россия".

В связи с предстоящей реконструкцией аэропорта и финансовым кризисом появились слухи об уходе отечественной авиакомпании из Северной столицы. Но гендиректор ГТК "Россия" Роман Пахомов опроверг их, заявив, что "авиакомпания "Россия" не намерена уходить из Санкт-Петербурга и будет развиваться именно отсюда". Вице-губернатор Юрий Молчанов поддержал его, рассказав, что Смольный смотрит на "Россию" "как на базовую компанию, без нее городу будет трудно".

Хотя ГТК "Россия" и является базовым перевозчиком "Пулково", на международных направлениях по количеству рейсов и перевезенных пассажиров она уступает западным конкурентам. Даже несмотря на более привлекательную ценовую политику. Например, на маршруте Санкт-Петербург - Франкфурт-на-Майне она удерживает второе место по количеству рейсов и перевозимых пассажиров: 300 с лишним рейсов и более 26 тыс. перевезенных человек. Полеты совершают самолеты Airbus Industrie модели A320.

По статистике отдела маркетинга "Пулково", с января по август 2009 года воздушные ворота Северной столицы чаще всего пропускали авиапассажиров не только во Франкфурт-на-Майне, но и еще в один город Германии - Мюнхен. Тут пальма первенства тоже принадлежит Lufthansa с более чем 1000 рейсов и 90 тыс. пассажиров. Аэропорт Мюнхена также часто выступает в качестве стыковочного узла. Туда также летает "Россия" - 300 рейсов и 25 тыс. пассажиров.

Кроме Германии, самыми популярными европейскими направлениями для жителей Петербурга и северо-запада страны на сегодняшний день являются Франция, Финляндия, Великобритания и с недавних пор Швейцария.

Третий по популярности город среди путешественников из Северной столицы - Париж. Лидерство на направлении держит Air France. За восемь месяцев текущего года из Петербурга в столицу Франции ее самолетами отправилось 870 рейсов и 83 тыс. человек. Отечественной альтернативой европейского перевозчика в аэропорт имени Шарля де Голя является ГТК "Россия" - 512 рейсов, 35 тыс. перевезенных пассажиров.

Дальше в топе самых популярных направлений следуют Хельсинки, куда летает Finnair, Лондон - British Airways и Цюрих - Swiss. Полеты в эти европейские столицы также покрываются маршрутной сеткой ГТК "Россия".

Кельн - самое популярное направление среди пассажиров low-cost-авиакомпаний. В обслуживании этого маршрута лидирует немецкая авиакомпания Germanwings, 100-процентным акционером которой является Lufthansa. Специальная программа smart connect дает возможность пассажирам Germanwings в аэропорту Кельн/Бонн пересесть на рейсы в Берлин, Лейпциг, Лондон и Мюнхен. За первые два квартала текущего года ее услугами воспользовались примерно 22 тыс. пассажиров на 230 рейсах.

Пассажирооборот аэропортов, выступающих в качестве международных авиахабов, лишний раз подтверждает целесообразность развития стратегического плана превращения "Пулково" в пересадочный узел международного уровня. Даже несмотря на прогнозируемые проблемы в виде дальнейших последствий финансового кризиса....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка