О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиационный спецназ

В состав ОАК войдет одна из самых неординарных авиастроительных фирм

Объединенная авиастроительная корпорация существует уже более трех лет, но несмотря на возраст, становление ее структуры продолжается. В частности, не до конца сформирован дивизион "Специальная авиация". Однако изменения в его составе скоро произойдут.

В самый канун нового года, 31 декабря в территориальном управлении Росимущества по Московской области было подписано распоряжение о приватизации ФГУП "Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева" (ЭМЗ). После завершения процесса акционирования этого предприятия и преобразования его в ОАО ЭМЗ должен войти в состав бизнес-единицы ОАК "Специальная авиация".

Базовая организация этого структурного подразделения ОАК - компания "Туполев". Также в дивизион "Специальная авиация" входят Казанское авиационное производственное объединение им. С. П. Горбунова (КАПО), Таганрогский авиационный научно-технический комплекс имени 
Г. М. Бериева (ТАНТК им. Г. М. Бериева), ОАО "Таганрогская авиация". В его компетенции - проекты стратегических боевых авиакомплексов и амфибийной авиатехники, а также, как следует из названия, специальная авиация. ЭМЗ в эту структуру вписывается вполне органично, поскольку на протяжении всего своего существования коллектив под руководством Владимира Мясищева, а затем носящий его имя работал как раз в этих направлениях, создавая неординарные образцы летательных аппаратов.

До первого общего собрания акционеров ОАО "Экспериментальный машиностроительный завод им. В. М. Мясищева" генеральным директором предприятия остается его нынешний руководитель Анатолий Проскурин. В состав совета директоров включены такие люди, как вице-президент ОАК Александр Туляков и вице-президент ОАК, президент ОАО "Туполев" Александр Бобрышев.

О прошлом конструкторского коллектива, работавшего под руководством Владимира Мясищева, известно достаточно хорошо. Пожалуй, крупнейшим достижением ОКБ под руководством Мясищева в советский период стало создание М-4 - первого в мире реактивного тяжелого стратегического бомбардировщика, поступившего в строевые части ВВС, и его более совершенного варианта 3М. Эти машины имели новаторскую конструкцию: аэродинамически чистое крыло с двигателями в его корневых частях, велосипедное шасси, гидравлические исполнительные механизмы. На М-4 был впервые внедрен и отработан советский вариант системы дозаправки в воздухе по схеме "конус - штанга". В итоге М-4 стал первым советским самолетом, способным провести атомную бомбардировку США, а до появления на вооружении ракетоносцев Ту-95К 3М он считался главной ударной силой дальней авиации.

Платой за неординарные конструкторские решения (которые были обусловлены необходимостью соблюсти высокий уровень технических характеристик, заданных заказчиком) стали сложное пилотирование и эксплуатация первой серийной машины Мясищева - М-4. Самолет печально прославился рядом катастроф и большим количеством летных происшествий. Можно отметить, например, что после начала эксплуатации строевыми летчиками в 1954 году были разработаны особые методики взлета. Командир экипажа рассчитывал угол отклонения руля высоты, учитывая вес конкретной машины, центровку, ветер, атмосферное давление, температуру воздуха, и должен был неукоснительно выдерживать необходимый режим.

На вооружении М-4 продержались недолго. В 1958-м строевая эксплуатация всего парка М-4 из-за большого количества отказов и высокой аварийности была остановлена более чем на год. После проведения большого комплекса доработок они были переделаны в заправщики. Освоение строевыми летчиками стратегических бомбардировщиков 3М началось в 1957-м, а в начале 70-х все оставшиеся в строю самолеты этого типа были также переделаны в заправщики, эксплуатация которых продолжалась до начала 90-х годов. Служба "стратегов" конструкции Мясищева в дальней авиации хотя и была отмечена высоким уровнем аварийности, но тем не менее стала серьезной вехой в истории отечественного авиастроения.

В 1976 году в СССР началась разработка универсальной ракетно-космической транспортной системы, впоследствии получившей название "Энергия". Она предназначалась для вывода на орбиту различных тяжелых аппаратов, в числе которых многоразовый космический корабль "Буран". Созданием советского космического "челнока" занималось НПО "Молния", в которое кроме одноименного машиностроительного завода вошли ОКБ "Буревестник" и Экспериментальный машиностроительный завод. ЭМЗ вел разработку кабины для корабля "Буран". Кроме того, в рамках проекта "Энергия-Буран" на ЭМЗ на базе бомбардировщика 3М создали тяжелый транспортный самолет ВМ-Т "Атлант", с помощью которого осуществлялась транспортировка с заводов-изготовителей на Байконур элементов этих ракетно-космических комплексов.

Самыми известными проектами конструкторского коллектива Мясищева в 70-80-е годы стали высотные самолеты М-17 "Стратосфера" и М-55 "Геофизика". Кроме того, в этот период на заводе созданы и запущены в серийное производство самолет-ретранслятор специального назначения на базе Ил-22 и воздушный пункт управления Ил-22М11.

История ЭМЗ свидетельствует, что этот конструкторский коллектив всегда занимался довольно нетипичными, новаторскими проектами, многие из которых по разным причинам так и не были реализованы. Однако это не значит, что коллектив работал "на корзину". Опыт, полученный конструкторами при работе над проектами, опережавшими свое время, рано или поздно оказывался востребованным.

Сейчас ЭМЗ в медийном пространстве представлен скупо, при мимолетном взгляде может даже сложиться впечатление, что конструкторский коллектив пал жертвой системных преобразований отечественного авиапрома. На самом деле это не так. Более того, в последние годы ЭМЗ активно участвует в выполнении работ по гособоронзаказу и проектам, финансирующимся из бюджета страны. Контракты позволяют полностью загрузить работой весь коллектив предприятия, насчитывающий около тысячи человек.

В последние годы приоритетными направлениями работы для предприятия были участие в реализации проекта легкого военно-транспортного самолета Ил-112В, создающегося 
АК им. Ильюшина, и модернизация самолетов специального назначения на базе Ил-18 - самолета радиотехнической разведки Ил-20М, самолетного измерительного пункта для приема телеметрической информации с борта ракет и космических аппаратов Ил-20РТ и воздушного командного пункта Ил-22.

ЭМЗ имени Мясищева остается головным предприятием по поддержанию летной годности парка учебно-тренировочных самолетов L-39 российских ВВС. Вариант модернизации этих учебных машин, предложенный ЭМЗ, предполагает увеличение межремонтного ресурса самолета в пределах 1500 часов и 14 лет, замену ряда оригинальных чешских комплектующих аналогами российского производства, модернизацию БРЭО. Учитывая, что заявленное обновление парка учебно-тренировочных самолетов ВВС РФ за счет нового Як-130 идет, что называется, ни шатко ни валко, модернизированные L-39 еще долго будут оставаться основными машинами в системе военного образования.

Задействован Экспериментальный машиностроительный завод и в программе ПАК ФА. Сотрудники предприятия занимаются созданием наземного испытательного оборудования для истребителя пятого поколения. Помимо военных проектов ЭМЗ в качестве соисполнителя участвует в разработке "арктического" варианта самолета Ил-114-100 в рамках заказа Росгидромета.

Однако коллектив ЭМЗ не был бы самим собой, если бы не занимался перспективными разработками. Один из наиболее любопытных проектов - тема "60" (М-60), предполагающая создание высотного самолета с несущим фюзеляжем. Первоначально М-60 создавался как стратегический бомбардировщик, однако параллельно велась работа над пассажирским и транспортным вариантами машины. После того как ВВС определились с разработчиком перспективного авиакомплекса дальней авиации (в прошлом году Минобороны и компания "Туполев" подписали контракт на проведение НИОКР по созданию ПАК ДА), актуальными остаются лишь гражданские проекты самолетов, предназначенных для полетов в стратосфере.

За счет интеграции фюзеляжа, крыла и силовой установки аэродинамические и прочностные характеристики самолетов семейства М-60 в сравнении с ныне существующими лайнерами позволяют в два раза уменьшить расход топлива и взлетную массу, в 1,6 раза уменьшить себестоимость в серийном производстве, сохраняя при этом одинаковую с современными самолетами полезную нагрузку и дальность полета.

Считается, что выход в стратосферу - это весьма перспективное направление развития гражданской авиации, остающееся пока для большинства зарубежных разработчиков непаханым полем. Так что работа влившихся в структуру ОАК мясищевцев над темой "60" рано или поздно может оказаться весьма востребованной....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка