О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Американское беспилотное будущее печать

К 2020 году количество БЛА в вооруженных силах США возрастет в семь раз

В начале февраля Пентагон представил долгосрочный, рассчитанный на 30 лет план закупок самолетов боевой и вспомогательной авиации, одно из приоритетных направлений которого - развитие беспилотных авиационных комплексов различного назначения, от тактических до стратегических. Следует отметить, что этот документ основан на положениях очередного четырехлетнего плана оборонного строительства США от 2010 года.

Упор - на сбалансированность

Необходимо подчеркнуть, что американское военное командование считает необходимым создание мощных и сбалансированных сил авиации - в составе тех типов и классов летательных аппаратов, которые позволят наилучшим и наиболее эффективным образом решать различные боевые задачи. Для реализации планов военного строительства Пентагон определил четыре ключевых "направления для инвестиций". Именно здесь будут преимущественно сосредоточены главные средства, что, по оценке американских военных экспертов, поможет Минобороны США реализовать планы военного строительства в области авиации.

Данные направления частично учтены в военном бюджете США на 2010 финансовый год, они же прописаны в предварительном варианте военного бюджета на 2011 финансовый год и в 30-летнем плане военного строительства в области авиации на период 2011-2040 годов. Одно из ключевых "направлений для инвестиций", которому в последнее время американское военно-политическое руководство в целом уделяет достаточно большое внимание, - разработка и принятие на вооружение беспилотных авиационных комплексов: многоцелевых, разведки и наблюдения, а также разведывательно-ударных и чисто ударных.

В рамках этого направления планируется довести количество беспилотных летательных аппаратов (БЛА) типа "Глобал Хок", MQ-9 "Рипер" и MQ-1B "Предейтор", имеющихся во всех видах и родах войск вооруженных сил США и обладающих наряду с высокими возможностями по разведке и наблюдению еще и способностью наносить авиационные удары (кроме БЛА "Глобал Хок"), с трехсот по состоянию на 2011 финансовый год до восьмисот к 2020 финансовому году. При этом предполагается со временем постепенно заменить в американских ВВС беспилотники "Предейтор" на более эффективные БЛА "Рипер", количество которых с 2011 по 2020 год должна вырасти с менее чем 100 машин до более чем 400.

По мнению американских аналитиков, наряду с качественным ростом технических характеристик средств разведки и наблюдения все вышеозначенное позволит существенно повысить возможности ВС США по ведению разведки и решению различных задач в рамках разведывательно-ударных операций, а также обеспечения действий американских сил специальных операций (ССО). Так, например, командование ВВС США намеревается к 2013 году получить возможность одновременно держать в воздухе до 65 БЛА типа "Предейтор"/"Рипер", тогда как на 2011 год этот показатель запланирован на уровне 50 БЛА. Кроме того, для беспилотника MQ-9 "Рипер", созданного на базе БЛА MQ-1 "Предейтор", в ближайшей перспективе будет разработана и новейшая система шифрования линии связи данного аппарата с наземным командным пунктом и средствами огневого поражения.

Помимо указанных выше образцов, парк беспилотных авиационных средств ВС США должны пополнить также перспективные армейская беспилотная авиационная система ERM (Extended-Range/Multipurpose, в переводе с английского - "Беспилотная авиационная система, многоцелевая, увеличенной дальности"; к 2020 году их планируется иметь в боевом составе ВВС США порядка 200 машин) и флотская беспилотная авиационная система BAMS (Broad-Area Maritime Surveillance - "Морская разведывательная беспилотная авиационная система большой дальности"). Последняя представляет собой фактически приспособленный для нужд ВМС и Корпуса морской пехоты (КМП) США вариант БЛА "Глобал Хок", способный существенно дополнить возможности по ведению разведки и наблюдения новейших самолетов базовой патрульной авиации Р-8 "Посейдон". Следует также упомянуть разработку разведывательно-ударного БЛА корабельного базирования, предназначенного для включения в состав авиагрупп авианосцев ВМС США, и перспективной беспилотной авиационной системы, создаваемой в интересах КМП.

Здесь нужно отметить, что руководство Пентагона прогнозирует: в период 2011-2020 финансовых годов произойдет почти семикратный рост количества имеющихся в ВС США многоцелевых беспилотных авиационных систем разведывательного и разведывательно-ударного типа, к которым причисляют уже принятые на вооружение БЛА "Предейтор" и "Рипер", а также перспективные БЛА авианосного базирования и БЛА для морской пехоты, - с 72 аппаратов в 2011 году до 476 - в 2020-м (2012-й - 88 БЛА, 2013-й - 133, 2014-й - 178, 2015-й - 223, 2016-й - 268, 2017-й - 313, 2018-й - 358, 2019-й - 415).

Многоцелевые разведывательные и палубные

В области беспилотных многоцелевых, разведывательно-ударных авиационных систем ВВС США сосредоточат свои усилия на дальнейшей закупке БЛА MQ-9 "Рипер", способных как вести разведку и наблюдение, так и наносить удары с применением управляемых высокоточных авиационных средств поражения. Причем возможности БЛА по ведению разведки и наблюдения планируется существенно повысить за счет внедрения новейшей системы WAAS (Wide-Area Aerial Sensor), позволяющей существенно увеличить зону обзора, а количество одновременно готовых к решению задач в воздухе беспилотников намечено, как отмечалось выше, довести с 50 единиц в 2011 году до 65 в 2013-м. Предпринимаются также усилия и по оснащению данных аппаратов системами РЭБ.

Командование ВМС США в течение следующего десятилетия планирует уделить первостепенное внимание созданию БЛА авианосного базирования, способного вести разведку и наносить удары с использованием различных авиационных средств поражения. Провести первые демонстрационные испытания такого БЛА, получившего пока обозначение UCAS-D (Unmanned Combat Aircraft System - Demonstration, "Беспилотная боевая авиационная система - демонстратор"), намечено уже в 2013 году - на этом этапе должна быть подтверждена сама возможность базирования перспективного БЛА на авианосцах американского флота.

Кроме того, к 2020 финансовому году запланировано существенное увеличение расходов на программу разработки многоцелевой БАС авианосного базирования, которая получила рабочее обозначение CVN UAS - "Беспилотная авиационная система авианосного базирования". Особо следует подчеркнуть, что пока командование и аналитики ВМС США еще не определились с тем, какой конкретно БЛА им нужен и какими характеристиками и возможностями он должен обладать. В настоящее время активно идут проработки облика перспективной беспилотной авиационной системы, изучаются различные схемы самого беспилотника и его полезной нагрузки. Основные требования, предъявляемыми адмиралами к этой БАС, - большая дальность полета, малая заметность в различных диапазонах, высокие возможности по ведению разведки и наблюдения, а также способность наносить удары высокоточными управляемыми авиационными средствами поражения.

Морская пехота же в 2018 году рассчитывает принять на вооружение свою многоцелевую беспилотную авиационную систему оперативно-тактического назначения, предназначенную в первую очередь для обеспечения действий экспедиционных формирований КМП США. Основное требование к данной системе - она должна обладать возможностями длительного применения по назначению в удаленных районах планеты, вдали от мест постоянного базирования и расположения баз снабжения и техобеспечения. В задачи этой перспективной БАС изначально включены как ведение разведки, так и нанесение авиационных ударов по объектам противника.

Согласно принятому Пентагоном 30-летнему плану военного строительства в области авиации в период 2011-2020 финансовых годов на закупки многоцелевых беспилотных разведывательных и разведывательно-ударных систем в бюджете Министерства обороны США выделение средств будет постоянно расти и к 2020 году достигнет просто огромной по нашим меркам суммы - почти 7 млрд долларов.

Для решения стратегических задач

В отношении авиационных разведывательных комплексов оперативно-тактического и стратегического назначения командование ВВС США, безусловно, опять-таки делает ставку на создание сбалансированного парка пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов. В этой связи в период до 2018 года запланировано приобретение не менее 39 БЛА RQ-4 "Глобал Хок", оснащенных РЛС с синтезированной апертурой луча и мощным комбинированным оптико-электронным/инфракрасным комплексом разведки, а в долгосрочной перспективе - к 2040 году, когда выработают свой ресурс такие самолеты, как E-3 AWACS, RC-135 "Ривет Джойнт" и E-8 JSTARS, планируется создание новой авиационной системы - вполне возможно, что даже непилотируемой.

Командование ВМС США, оценив по достоинству высокую эффективность стратегического разведывательного БЛА "Глобал Хок", приняло закономерное решение принять на вооружение систему аналогичного назначения. Перспективная система, о чем говорилось выше, будет спроектирована на базе БЛА "Глобал Хок" и уже получила обозначение BAMS. С другой стороны, адмиралы не планируют оставлять ее в "гордом одиночестве": новые беспилотники призваны дополнить собой многоцелевые морские патрульные самолеты P-8A "Посейдон", которые в свою очередь должны полностью заменить парк самолетов БПА Р-3С (принят на вооружение в 1969 году), а также самолеты ДРЛОиУ корабельного базирования E-2D "Хокай", заменяющие постепенно аналогичные машины модели Е-2С. В более долгосрочной перспективе, по оценке авторов 30-летнего плана военного строительства в области авиации, ВМС придется либо модернизировать парк указанных летательных аппаратов, либо создавать им замену. При этом приоритет в долгосрочной перспективе отдается все же, как можно понять, разведывательным авиационным системам беспилотного типа.

И одно из перспективных направлений развития истребительно-штурмовой авиации ВС США, по мнению аналитиков Пентагона, - это разработка беспилотных боевых авиакомплексов различного назначения, что должно снизить потенциальные потери среди личного состава и существенно повысить степень боевого напряжения сил и средств в условиях мирного и военного времени. Эти машины, как предполагают американские эксперты, должны со временем прийти на замену сегодняшним F/A-18 "Супер Хорнет" и F-35 различных модификаций.

Отдельного упоминания заслуживают планы командования ВВС США по созданию стратегического бомбардировщика нового поколения. По оценке аналитиков Пентагона, находящиеся сегодня на вооружении американских военно-воздушных сил стратегические бомбардировщики будут модернизированы и останутся в строю вплоть до 2040 года, но при этом арсенал дальней авиации должен пополниться беспилотными средствами. Какими точно - пока не указывается, но можно предположить, исходя из публиковавшихся сведений о текущих НИОКР, что это могут быть некие управляемые с пилотируемых стратегических бомбардировщиков беспилотные авиационные средства "первого удара". Кроме того, к рубежу 2040 года должна уже наступить полная ясность относительно того, какой летательный аппарат придет на смену нынешним стратегическим бомбардировщикам. Причем вполне вероятно, что следующий самолет, который будет принят на вооружение американской стратегической авиации, также окажется беспилотным.

Проблемы "управляемости"

Однако не все так гладко у наших заокеанских партнеров, как может показаться на первый взгляд. В области военного строительства в отношении беспилотных авиационных систем различного назначения существует множество проблем и нерешенных вопросов различного характера. Более того, в среде старшего и даже высшего офицерского состава ВС США есть достаточно большая группа противников возложения все большей "ответственности за войну" на беспилотные авиационные средства разведки и тем более на БЛА, предназначенные для нанесения авиаударов.

Американские эксперты, в частности, подчеркивают, что благодаря созданию беспилотных авиационных систем разведки и управления, обеспечивающих в реальном масштабе времени связь вышестоящего командного звена с командирами конкретных подразделений (вплоть до командира отделения) и даже отдельного бойца, военачальники уровня командармов, главкомы видов вооруженных сил и даже министр обороны США получили возможность не только контролировать ход отдельной операции, но и вмешиваться в действия решающих задачи на поле боя офицеров, сержантов и рядовых солдат. Это, по мнению некоторых американских военных, "развращает" командиров низшего звена, отбивает у них инициативу и ведет к снижению их "военной грамотности".

"Зачем сознательно повышать свое тактическое мастерство и думать, как добиться успеха в бою, если за тебя это сделает - через ретранслирующие команды беспилотник или спутник - твой непосредственный или даже вышестоящий начальник?" - задаются вопросом американские военные эксперты, выступающие против усиления роли беспилотных авиационных средств. А раз так - профессионализм командного состава перестанет расти и со временем ушедших в отставку генералов и старших офицеров будет просто некому заменить, подготовка командных кадров застопорится.

Еще одной отнюдь не менее серьезной угрозой возложения все большего объема задач на беспилотные средства разведки и наблюдения, управления и контроля отдельные американские офицеры старшего и высшего звена считают излишне высокий "уровень доверия" таким высокотехнологичным системам. Фактически значительная часть подразделений ВС США, по их мнению, сегодня настолько сильно "интегрировалась" в высокотехнологичное поле боя, что в случае отсутствия высоких технологий, таких как беспилотные средства разведки и БЛА-ретрансляторы, системы управления войсками могут оказаться практически небоеспособными.

"Компьютеры и тому подобные "сетецентрические" штучки хороши на учениях и в войне со слабым противником, - заявил как-то один из американских генералов. - Они дают командирам прекрасные картинки и много информации. Но когда в окопах раздается команда: "Примкнуть штыки!", наступает время выключать мониторы и браться за винтовки"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка