О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Премьеру показали самолет на пять с плюсом

В четверг В.Путин посетил Центральный аэрогидродинамический институт. Там проходят испытания две российские авиационные новинки - гражданский самолет Сухой Суперджет-100 (SSJ-100) и истребитель пятого поколения Т-50

В четверг Владимир Путин посетил Центральный аэрогидродинамический институт им. Н. Жуковского (ЦАГИ). Там проходят испытания две российские авиационные новинки - гражданский самолет Сухой Супер Джет-100 (SSJ-100) и истребитель пятого поколения Т-50. Премьер не только посмотрел с земли за шестнадцатым полетом "русского Стелса", но и лично оценил все технические достоинства и боевой дух новой машины.

Сотрудникам института не терпелось похвастаться многими уникальными технологиями, которые есть в их распоряжении.

- Это трансзвуковая аэродинамическая труба, крупнейшая в восточном полушарии, - в ожидании премьера начальник лаборатории под кодовым названием "Т-128" Антон Горбушкин привел журналистов в один из ангаров. - В мире их всего одиннадцать. Крупнее нашей только две установки в США.

Гигантское помещение полностью занимала металлическая конструкция - та самая труба, главная задача которой моделировать условия полетов, максимально близкие к реальности. Правда, взлет-посадку, скольжение крыла и прочее здесь испытывают не на настоящих самолетах, а на моделях или так называемых полумоделях. Эти алюминиевые болванки стояли здесь же. Изображали как раз SSJ-100 и SSJ-130.

- Нашу трубу хоть и построили в 1983 году, но она все равно самая современная в своем классе, - продолжал хвастаться Горбушкин. - У нас тут испытывали и Ту-204, и Ил-96, и Су-27, и Ту-334, и А-380. Т-50 здесь испытывали в 2005 году.

В другом цехе ЦАГИ с самого утра шли последние приготовления. Там располагался "комплекс прочности", проще говоря, лаборатория статических испытаний. Ее руководитель Александр Дзюба суетился вокруг корпуса SSJ-100. Узнать самолет можно было только по знаменитой раскраске носа. Весь остальной грубо сваренный корпус был опутан сотнями кабелей и просто облеплен небольшими грузиками и датчиками напряжения. Говорят, их сейчас больше двух тысяч. Но это не много, самолет все равно не считается нагруженным. При реальной же проверке на прочность в лаборатории не должно быть ни одной живой души. Как раз на случай, если конструкция не выдержит и развалится. А так бывает, и часто.

- Вес самолета 45 тонн, соответственно суммарная нагрузка, при которой самолет имеет право сломаться, - 90-100 тонн, - объяснял он. - Во время испытаний специальные тросы тянут вверх ну, например, крыло. Если нагрузка выдерживается три секунды, мы ставим плюсик. Все нормально. А если нет и конструкция разрушается, тогда вносим коррективы.

- И когда же наш "Суперджет" все-таки полетит? - спросили "Известия" у главы компании "Сухой" Михаила Погосяна.

- Так он уже летает, - усмехнулся тот.

- Значит, вы уже прокатились?

- Я? Зачем?

Ждать премьера сотрудникам ЦАГИ, выстроившимся в шеренгу у испытуемого "Супер Джета", пришлось недолго. Путина сопровождал гендиректор института Борис Алешин. Он на ухо рассказывал ему о том, кто, что здесь делает, чем занимается. Наконец, Путин подошел к ожидавшим его людям.

- Я знаю, что много проблем у вас, - заговорил премьер, в народе нерешительно закивали.

- Но мы приняли решение о создании авиастроительного центра в Жуковском, - продолжал Путин. - До 2012 года будет выделено 11 млрд рублей, 4 млрд на развитие инфраструктуры, прежде всего на создание дорожной сети. Это и для города неплохо, и для развития выставки тоже (авиасалон МАКС. - "Известия"). В этом году 1 млрд выделим на развитие ЦАГИ.

- Здорово! Вот это хорошо, - оживились сотрудники.

На прощание Путин традиционно пожал руку всем работникам.

- Ну все, руку теперь неделю мыть не буду, - донеслось из толпы.

- Не-не-не! - благодушно расхохотался премьер. - Мыться надо регулярно.

- У нас должны быть чистые руки, - вставил из-за спины Путина вице-премьер Сергей Иванов и увлек патрона на летное поле.

Там со свистом низко над землей носился наш Т-50. Это был 16-й полет летчика-испытателя Богдана на этой машине. Зрелище было захватывающим.

Самолет красиво зашел на посадку, а журналисты окружили пилота.

- Вы один пока летаете на нем?

- Пока один, - Сергей Богдан улыбался широко и гордо.

- И как ощущения? Такой ли уж это суперсамолет, как говорят?

- Машина отличается всем. Совершенно новый борт, авионика, оружие, двигатель. Но самое главное - очень широко развит интеллект на борту! - ответил тот. - Даже на глаз отличия видны - он намного меньше Су-27, а задач решает больше. Очень комфортный с точки зрения пилотирования. Как правило, при таком количестве полетов самолет не достигает таких результатов, как сейчас. А тут всего около двух десятков полетов, а он уже может выполнять фигуры высшего пилотажа на небольшой высоте...

Похвалы новому истребителю Богдан оборвал на полуслове. К самолету по полю направлялся премьер.

- Здравия желаю, летчик-испытатель Сергей Богдан, - отдал честь пилот.

- Приятно познакомиться, - улыбнулся ему премьер. - У вас 16-й полет, вы пока один?

- Пока один.

- У нас в следующем году будет уже четыре машины, - пообещал Путин.

- Эта движется более-менее хорошо, - высказал свои ощущения Богдан.

- Ну! Не просто более-менее, по-моему, очень хорошо движется, - заулыбался в ответ Путин. - Мы начали эту программу в 2002 году, в 2004-м я первый раз увидел его в макете, в 2005-м пошло финансирование, в начале года был первый полет и вот уже шестнадцатый! Поздравляю вас!

Летчик смущенно пожал протянутую руку.

- Это будет машина, которая будет превосходить нашего основного конкурента F-22 (американский истребитель пятого поколения. - "Известия") по маневренности, вооружению и дальности...

- И по боевому духу! - вставил пилот.

- Прежде всего! - рассмеялся премьер. - А по цене в три раза дешевле, чем F-22....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка