Коммерсантъ
5 июля 2010, 08:35
Российские авиастроители глушат моторы китайских конкурентов
РСК "МиГ" хочет заблокировать новый контракт на поставку двигателей в КНР
О том, что новый контракт на поставку в Китай 100 реактивных двигателей РД-93 для китайско-пакистанских истребителей FC-1 не подписан, "Ъ" рассказали два источника в оборонно-промышленном комплексе. По словам одного из них, подписание фактически заблокировал Михаил Погосян, направивший письма в Федеральную службу по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) и "Рособоронэкспорт", в которых поднимается вопрос о том, что FC-1 является конкурентом МиГ-29 на ряде зарубежных рынков. Сам господин Погосян заявил "Ъ": "Я не против реэкспорта отдельных технологий, но это должно быть согласовано с производителями финальной продукции, чтобы реэкспорт не наносил им ущерба".
Исполнителем контракта стоимостью $238 млн на поставку 100 двигателей РД-93 в Китай, заключенного в 2005 году, является Московское машиностроительное предприятие имени Чернышева (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию, на 100% принадлежит ОПК "Оборонпром"). Также было подписано рамочное соглашение на поставку 500 таких двигателей. При этом Пекин выражал готовность приобрести до 1000 моторов, если они будут модернизированы с увеличением тяги. В этом случае общая стоимость контракта составит $3,75 млрд. В конце 2009 года сообщалось, что контракт на поставку в Китай следующих 100 двигателей РД-93 планируется подписать к маю 2010 года.
Как утверждают источники "Ъ" в ОПК, МиГ-29 и FC-1 столкнулись на египетском рынке. "FC-1 значительно уступает МиГ-29 по характеристикам, но он дешевле - около $10 млн против $35 млн",- пояснил один из них. По его словам, Россия ведет переговоры о поставке крупной партии МиГ-29 в эту страну. "В апреле в Египте был заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Александр Михеев, в ходе встречи обсуждалась возможность поставки до 32 машин",- утверждает собеседник "Ъ". Параллельно египетская сторона начала переговоры с производителями FC-1. В марте этого года журнал Jane"s Defence Weekly сообщил, что правительство Египта начало переговоры с Пакистаном о совместном производстве китайских истребителей. По данным Jane"s, Египет также намерен закупать эти самолеты для своих ВВС.
В "Рособоронэкспорте" "Ъ" пояснили, что поставки двигателей в Китай идут в рамках существующей договоренности межправкомиссии по ВТС для нужд минобороны этой страны. "Реэкспорт осуществляется в соответствии с решениями правительства РФ. Такого порядка, чтобы согласовывать подобные контракты с производителями конечной продукции, в данном случае самолетов, не существует",- подчеркнули в пресс-службе "Рособоронэкспорта". Разрешение на реэкспорт в Египет РД-93 в составе FC-1 было дано ФСВТС в ноябре 2007 года. Двигатель может быть также поставлен в Нигерию, Бангладеш, Саудовскую Аравию и Алжир.
Российские и китайские производители уже сталкивались друг с другом на мировом рынке. С марта 2007 года Турция проводит тендер на приобретение систем противовоздушной обороны. Среди прочих в борьбе участвуют российский ЗРК С-400 и китайский комплекс HQ-9. В том же 2007 году российские и китайские бронетранспортеры конкурировали друг с другом в рамках тендера минобороны Таиланда. В сентябре 2008 года ВВС Индонезии сообщили о планах замены английских учебно-боевых самолетов Hawk Mk-53. В ноябре 2009 года представитель ВВС заявил, что могут быть закуплены и российские Як-130, и китайские FTC-2000. В 2009 году МиГ-29 победили в тендере минобороны Мьянмы на поставку 20 истребителей, а их главными конкурентами были китайские самолеты J-10 и FC-1.
Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко считает требования Михаила Погосяна справедливыми. "До тех пор пока реэкспорт российских двигателей шел из Китая только в Пакистан, это было допустимо,- говорит он. - Но если Россия действительно столкнулась с Китаем на египетском рынке вооружений, с этим нужно что-то делать". По мнению члена общественного совета при Минобороны Руслана Пухова, такая точка зрения "имеет право на существование, но будет крайне сложно объяснить китайцам, почему мы до сих пор поставляли двигатели, а тут вдруг передумали"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
