О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Mistral буксируют на конкурс

Объединенная судостроительная корпорация сделала первый шаг по формальному предотвращению сделки по покупке Минобороны РФ французского вертолетоносца Mistral. Завод "Янтарь" обратился в ФАС с просьбой проверить законность возможной сделки

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) сделала первый шаг по формальному предотвращению сделки по покупке Министерством обороны РФ французского вертолетоносца Mistral. Завод "Янтарь" (входит в ОСК) обратился в ФАС с просьбой проверить законность возможной сделки. Эксперты считают, что заставить военных изменить свои планы российским корабелам будет сложно.

Вчера "Интерфакс" сообщил, что входящий в ОСК калининградский завод "Янтарь" обратился в ФАС с письменной просьбой проверить законность покупки Минобороны французского вертолетоносца Mistral (копия заявления имеется в распоряжении "Ъ"). В заявлении сказано, что Минобороны, которое "неоднократно через СМИ заявляло о намерении приобрести Mistral" (впервые официально об этом заявил начальник Генерального штаба Николай Макаров 26 августа 2009 года), якобы разработало условия конкурса покупки вертолетоносца, о чем сообщило в сентябре 2009 года. Но "ни до конца 2009 года, ни по настоящее время условия конкурса не обнародованы".

Завод утверждает, что Минобороны не намерено "привлекать к конкурсным процедурам на строительство" корабля российские верфи и КБ, потому что они "якобы не производят и не способны сконструировать" суда подобного типа. Между тем корабль, подобный Mistral (полное водоизмещение 21,3 тыс. тонн, длина 199 м, ширина 32 м), способны проектировать и строить ОАО "Невское ПКБ", ОАО "Адмиралтейские верфи", ОАО "Севмаш" (все три входят в ОСК), а также Балтийский завод (подконтролен Межпромбанку), отмечает "Янтарь".

Отстранение российских верфей от конкурса является нарушением ст. 15 ФЗ "О защите конкуренции", говорится в заявлении, а проведение торгов "с созданием преимущественных условий Mistral" нарушает ст. 17 этого закона. "Янтарь" также указывает на нарушение ст. 6 ФЗ "О гособоронзаказе", поскольку "технические решения, реализованные при проектировании Mistral, не соответствуют требованиям ГОСТа". На "Янтаре" от комментариев отказались, телефон представителей ФАС не отвечал, неофициально в ведомстве пообещали "исследовать сделку". В Минобороны от комментариев отказались.

По словам источника "Ъ" в руководстве ОСК, заявление, аналогичное заявлению "Янтаря", в ФАС уже подали "Адмиралтейские верфи", а в ближайшее время подаст и "Севмаш". Это три ключевые верфи ОСК. Подачу заявлений инициировал головной офис ОСК, который сам в ФАС предпочел не обращаться. Но о том, что руководство корпорации, включая главу совета директоров, вице-премьера Игоря Сечина, категорически против покупки Mistral, "Ъ" сообщал 2 июля. В ОСК вчера подтвердили, что "полностью солидарны с позицией верфей".

Таким образом, конфликт ОСК и Минобороны вокруг сделки по покупке Mistral начал формализовываться. До сих пор стороны обменивались устными заявлениями. Министерство настаивало на покупке одного готового Mistral с возможностью строительства его аналогов в России, а ОСК выступала только за строительство. На прошлой неделе вице-премьер Сергей Иванов заявил, что в правительстве создается комиссия по покупке Mistral, которую возглавит Игорь Сечин,- на рынке это назвали "первой аппаратной победой" ОСК. Теперь корпорация готовит юридические основания для срыва сделки.

Обращение верфей "может иметь определенные юридические перспективы", говорит юрист МКА "Николаев и партнеры" Василий Моисеев. Но, уточняет он, поскольку конкурс пока не объявлен и его условия не опубликованы, все, что может сделать ОСК, это просто указать ФАС на возможное нарушение законодательства в будущем. По словам юриста, "99% подобных дел оканчиваются тем, что конкурс объявляется, информация о нем публикуется на каком-нибудь сайте так, что ее никто не видит, конкурс выигрывает один поставщик, а потом лица, не принявшие участия в конкурсе, безуспешно оспаривают его в суде". Подача заявления в ФАС - скорее попытка политического давления на Минобороны, соглашается заместитель главы Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

В ОСК не скрывают, что хотят "заставить Минобороны опубликовать условия конкурса и провести его максимально прозрачно, а также объяснить, почему министерство не может закупить подобный Mistral корабль у российских верфей". Источник "Ъ" в Минобороны на это отвечает, что "окончательное решение по вопросу покупки Mistral - за руководством страны, главное, чтобы оно принципиально одобрило сделку, а конкурс будет проведен с соблюдением всех норм российского законодательства". По мнению Константина Макиенко, российские верфи в состоянии строить корабли, подобные Mistral, но "вопрос в деньгах и во времени". В Генштабе Минобороны уже заявляли, что, если российские верфи захотят построить аналог Mistral, на подготовку производства и строительство у них уйдет "пять-семь-десять лет"....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка