О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Морской отбой

Объединенная судостроительная корпорация добилась от Минобороны открытого тендера по закупке вертолетоносца для нужд ВМФ

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), чей совет директоров возглавляет вице-премьер Игорь Сечин, добилась от Минобороны открытого тендера по закупке вертолетоносца для нужд ВМФ. Это означает, что Минобороны отказалось от идеи безальтернативной покупки французского корабля Mistral (примерная цена во Франции - €340-420 млн) и рассмотрит предложения по его аналогам, в том числе с верфей ОСК (обещают построить корабль за $500-700 млн). Впрочем, военные не скрывают, что Mistral для них - приоритет, так что тендер может стать условностью.

Как рассказал "Ъ" президент ОСК Роман Троценко, на днях Минобороны известило корпорацию о том, что намерено провести открытый международный тендер по закупке вертолетоносца для нужд российского ВМФ. По словам топ-менеджера, подготовкой тендера займется специальная комиссия, которая сейчас создается под эгидой Минпромторга. Кто ее возглавит, в ОСК пока не знают, а в Минпромторге вчера от комментариев отказались. Роман Троценко добавил, что к тендеру Минобороны будут допущены не только иностранные, но и российские верфи. Их список, критерии отбора, условия и сроки проведения конкурса определит комиссия Минпромторга. В Минобороны слова господина Троценко комментировать не стали, но источник "Ъ" в министерстве подтвердил, что закупка вертолетоносца будет происходить через тендер. Без него сделка по покупке корабля "будет фактически незаконной", пояснили в Минобороны.

Это означает, что министерство, по сути, отказалось от безальтернативной покупки французского вертолетоносца Mistral - эта сделка обсуждается на уровне правительства России и Франции уже больше года. Теперь речь идет о покупке не конкретного корабля, а о рассмотрении нескольких предложений.

ОСК добивалась от Минобороны открытого тендера последние полгода и даже жаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). Как говорили источники "Ъ" в корпорации, "заявления Минобороны о том, что ОСК не способна построить даже Mistral, который, по сути, является перестроенным пассажирским судном, портили работу корпорации с другими экспортными заказчиками, которые начинали относиться к ней со скепсисом". ФАС отказалась рассматривать жалобу ОСК на Минобороны, но тендер министерство все равно объявило - как утверждают источники "Ъ", не последнюю роль в этом сыграло назначение вице-премьера, главы совета директоров ОСК Игоря Сечина руководителем правительственной комиссии по военному кораблестроению.

По словам Романа Троценко, от ОСК в тендере на поставку вертолетоносца намерены участвовать сразу три верфи: дальневосточный судостроительный завод "Звезда", "Адмиралтейские верфи" (Петербург) и калининградский "Янтарь". "Звезда" уже создала СП с южнокорейским концерном Daewoo Marine Shipbuilding & Engineering, и на тендере они предложат Минобороны купить корейский вертолетоносец Dokdo (см. "Ъ" от 15 июля).

"Адмиралтейские верфи" и "Янтарь" участвуют в тендере вместе с входящим в ОСК Северным ПКБ, говорит Роман Троценко, но какой проект представят, не раскрывает. Источники "Ъ" в ОСК говорят только, что этот корабль также может быть построен в партнерстве с иностранной верфью. Весной Игорь Сечин писал премьеру Владимиру Путину, что альтернативой Mistral является не только корейский Dokdo, но и голландский Johan de Witt и испанский Juan Carlos (письмо есть в распоряжении "Ъ").

Независимо от того, какой проект в итоге выберет Минобороны, верфи ОСК готовы построить корабль в течение 30 месяцев, утверждает господин Троценко. По его словам, в зависимости от систем навигации, управления и связи, а также вооружения корабля, его стоимость должна составить $500-700 млн без учета авиагруппы и десантных судов (первые два корабля класса Mistral были построены в 2006-2007 годах за €680 млн, третий, только что сошедший с верфи - за €420 млн).

Впрочем, несмотря на намерение Минобороны провести тендер, конфликт министерства с корпорацией не исчерпан. Как утверждают источники "Ъ" в Минобороны, вариант с покупкой Mistral по-прежнему является приоритетным для министерства, как "проработанный на всех уровнях: военном, правительственном и техническом". Будет ли Минобороны покупать готовый корабль у Франции или разместит заказ на его постройку на французских верфях (STX Europe), источники "Ъ" не говорят. ОСК уже пыталась наладить кооперацию с STX в России, но о строительстве корабля стороны не договорились - сейчас они обсуждают создание СП по выпуску судовых дизелей в Петербурге.

Кроме того, говорят источники "Ъ" в Минобороны, в тендере наверняка будут участвовать заводы, подконтрольные Межпромбанку: "Северная верфь" или Балтийский завод. Представитель Межпромбанка вчера подтвердил "Ъ", что они заинтересованы в участии.

Причем источники "Ъ" на рынке уверены: верфи Межпромбанка будут фаворитами среди российских претендентов. По их словам, владелец Межпромбанка Сергей Пугачев изначально был главным лоббистом сделки по покупке Mistral у Франции с возможной дальнейшей постройкой кораблей в России - за счет сделки он намерен загрузить свои верфи заказами. Руководство Минобороны в вопросе покупки Mistral "полностью на стороне Сергея Пугачева", утверждают источники "Ъ". Президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин однозначную позицию в вопросе покупки Mistral публично не излагают: оба заявляли, что покупка такого судна имеет смысл, но лишь в том случае, если Франция поделится с Россией технологиями строительства.

По словам источников "Ъ", близких к ОСК, "в корпорации понимают, что с учетом близости позиций Межпромбанка и Минобороны шансы верфей ОСК получить заказ на тендере невелики". Главный редактор Moscow Defense Brief Михаил Барабанов также считает, что фаворитом на тендере Минобороны будут верфи Межпромбанка, которые получат заказ на постройку Mistral, "и похоже, что сделка в такой конфигурации уже одобрена на политическом уровне Россией и Францией". Сам тендер Минобороны в такой ситуации может быть условным, считает господин Барабанов. С этим согласен Константин Макиенко из Центра АСТ. Он уточняет, что заказ, скорее всего, достанется подконтрольному банку Балтийскому заводу, поскольку "Северная верфь" загружена заказами по постройке корветов и фрегатов. ОСК ведет переговоры о выкупе обеих верфей у Межпромбанка, но стороны до сих пор не могут договориться о цене сделки....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка