Коммерсантъ - Украина
2 сентября 2010, 07:32
Нелетный брат
Самарский авиационный завод "Авиакор" завершил капитальный ремонт самолета Ту-154М для правительства Польши
Самарское ОАО "Авиакор - авиационный завод" в середине сентября передаст Польше самолет Ту-154М, брат-близнец которого разбился под Смоленском с президентом Лехом Качиньским на борту. Как уточнили Ъ в холдинге "Русские машины" (в него входит "Авиакор"), капитальный ремонт Ту-154М уже завершен, сейчас проводятся его летные испытания. После этого отремонтированный самолет останется только покрасить.
Как и разбившийся под Смоленском собрат из семейства Ту-154М с бортовым номером 101, этот самолет с бортовым номером 102 (заводской номер 90A862) был собран в Самаре в начале 1990-х годов для нужд ВВС Польши (разбившийся Ту-154М был выпущен 29 июня 1990 года). В декабре 1996 года обе машины были переданы обслуживающему высших госчиновников 36-му специальному авиаполку, где они и получили новые бортовые номера. В конце апреля 2009 года ВВС Польши заключили с "Авиакором" контракт на капитальный ремонт обоих самолетов.
Президентский борт #101 проходил капитальный ремонт в мае-декабре прошлого года. Все то время, пока машину чинили в Самаре, Лех Качиньский летал на борте #102. Затем, когда первый самолет был полностью отремонтирован и поступил в распоряжение главы Польши, вторую машину в январе этого года направили на ремонт в Самару. В рамках контракта специалисты "Авиакора" проверили все системы самолета, провели капитальный ремонт трех двигателей, а также обновили интерьер салона. В "Русских машинах" Ъ сообщили, что после апрельской авиакатастрофы параметры ремонта не менялись, то есть на втором Ту-154М сохранена отделка класса "люкс". Стоимость контракта в "Русских машинах" не раскрывают, ссылаясь на коммерческую тайну. В отчетности "Русских машин" и "Авиакора" контракт с ВВС Польши никак не отражен.
Что делать с отремонтированной в Самаре машиной, власти Польши, похоже, не знают. Выяснить ее дальнейшую судьбу Ъ попытался еще в прошлый понедельник, однако в пресс-службе минобороны Польши сообщили, что "министерство предоставляет самолеты главе государства по запросу от канцелярии президента" и посоветовали обратиться именно туда. Когда Ъ позвонил в канцелярию президента Польши за разъяснениями, там заявили: "В отношении вашего Ту-154 пока не принято никакого решения". И повесили трубку.
В "Русских машинах" подчеркивают, что предъявлять претензии к качеству отремонтированных Ту-154М польская сторона не вправе. "Эксперты, расследовавшие трагедию 10 апреля, пришли к выводу, что техническое состояние самолета не могло быть причиной аварии",- подчеркивают в компании. Напомним, что официально расследование еще не завершено. Правда, в мае в интервью газете Rzeczpospolita представитель Польши в российско-польской комиссии по расследованию Эдмунд Клих признал, что трагедия, скорее всего, произошла из-за ошибки пилотов (см. Ъ от 27 мая). По словам господина Клиха, экипаж во главе с командиром Аркадиушем Протасюком знал, что военный аэродром "Смоленск-Северный" не оборудован точной навигационной системой захода на посадку (Instrument Landing System), а видимость ограничена из-за плотного и низкого тумана. В этих условиях, по мнению эксперта, пилоты должны были отказаться от посадки, но сознательно не сделали этого.
Как заявил Ъ депутат польского сейма Тадеуш Ивинский, "к самой машине Ту-154М никто в Польше претензий не предъявляет - все говорят, что машина была исправной и хорошей". Однако, по его словам, вряд ли президент Коморовский будет летать на отремонтированном в Самаре самолете - пока что глава государства летает на арендованном Embraer, но канцелярия президента Польши уже объявила тендер на закупку нового борта #1. "Причины тут, скорее всего, эмоциональные",- полагает господин Ивинский. Он не исключает, что собрат разбившейся под Смоленском машины в итоге все же будет востребован властями страны, но летать на нем будут не президент и премьер, а чиновники рангом пониже....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ - Украина». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
