О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Экранопланы: транспорт XXI века

ОАО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева" совместно с НПП "ОАО "Радар-ммс" приступило к разработке российских экранопланов нового поколения

ОАО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева" совместно с НПП "ОАО "Радар-ммс" приступило к разработке российских экранопланов нового поколения.

Эти уникальные транспортные средства, сочетающие в себе положительные качества кораблей и летательных аппаратов, по своим техническим данным и аэрогидродинамическим возможностям не имеют аналогов в мире.

Автором идеи экранного полета и аэрогидродинамической компановки первых отечественных экранопланов стал выдающийся ученый, конструктор, создатель и руководитель ЦКБ по СПК Ростислав Евгеньевич Алексеев. К разработкам первых моделей он приступил в конце 40-х годов. А в 1961 году в результате научно-исследовательских изысканий, экспериментов и испытаний был создан первый советский экраноплан СМ-1. Затем последовали экранопланы второго и третьего поколений, экранопланы двойного назначения. К середине 80-х годов наша страна стала флагманом мирового экранопланостроения. Однако, в конце 90-х все работы в этом направлении были фактически законсервированы. На протяжении долгих лет экранопланы не входили в сферу государственных интересов.

Россия — крупная морская держава. Протяженность ее морских границ составляет около 39000 км. Интересы национальной безопасности и экономического развития требуют наличия современного военно-морского и гражданского флотов. Эффективность наших флотов значительно возрастет с включением в их состав кораблей-экранопланов.

Сегодня разработкой и созданием экранопланов с большей или меньшей долей успешности занимаются США, Германия, Китай, Южная Корея и Индия. Интерес западных стран и особенно государств Азиатско-Тихоокеанского региона не случаен.

Топливная эффективность экранопланов в полтора раза выше, чем у самолетов. Это очень важный момент на фоне постоянных проблем на мировом топливном рынке. Но это далеко не единственное экономическое преимущество экранопланов.

Они способны перевозить большое количесвто пассажиров и грузы массой несколько сотен тонн со скоростью до 700 км/ч на расстояние в тысячи километров.

Уникальное для скоростного судостроения повышение скорости основано на принципе движения, связанном с использованием эффекта близости поверхности только не для подводного, а для воздушного крыла. Этот эффект проявляется в значительном увеличении подъемной силы воздушного крыла при приближении его к поверхности воды (земли, снега, льда), т.е. является зеркальным отображением "эффекта Алексеева" для малопогруженных подводных крыльев.

Переход от подводных к воздушным крыльям снял ограничения со скорости движения судов, тем самым приблизив её к авиационной. И если предел скорости, например, для судов на подводных крыльях ограничен 120 км/час, то для экранопланов в диапазоне дозвуковых скоростей ограничений не существует.
Экранопланам не требуются аэродромы и развитая сеть терминального и сервисного обслуживания. Они взлетают и производят посадку прямо на воду и сами выходят с моря на сушу. По мореходности ограничения для экранопланов могут быть только на взлете и посадке. Крыло экраноплана в отличие от самолета имеет специальный профиль и форму, максимально приспособленные для эффективного использования набегающего потока, сжимаемого между крылом и поверхностью (экраном).

Созданные в России экранопланы обладают устойчивостью движения по высоте, тангажу и крену, а также соответствующими характеристиками управляемости.

На экранопланах КБ им. Р.Е. Алексеева внедрена принципиально новая система стартово-посадочных устройств, обеспечивающая значительное снижение интенсивности контактов основных конструкций с водой, начиная с самых малых скоростей движения, за счет эффективного использования энергий струй ("поддув") и системы гидродинамических элементов, в т.ч. гидролыж.

Наличие системы поддува обеспечивает снижение сопротивления движению на разбеге, а в сочетании с амортизированной гидролыжей улучшаются характеристики устойчивости движения и снижаются действующие нагрузки, особенно при волнении.

"Поддув", как эффективное средство обеспечения взлета и посадки, впервые был предложен, разработан и внедрен в КБ им. Р.Е. Алексеева на отечественных экранопланах.

В процессе эксплуатации экраноплана можно использовать различные режимы движения: полет, взлет и посадка, плавание на тихой воде и при волнении, выход на берег, перемещение по мелководью и др.

Многорежимность использования требует учета широкого спектра аэрогидродинамических и других нагрузок, действующих на конструкцию экраноплана, и обуславливает необходимость решения проблем прочности, вибрации, гидроаэроупругости, что в значительной мере определяет безопасность их эксплуатации.

Экранопланы обладают самым широким спектром применения: как гражданского, так и военного назначения:
  • морские и речные;
  • пассажирские, грузопассажирские, специального назначения
  • коммерческие экранопланы малого водоизмещения
Высокие тактико-технические характеристики, такие как:
  • скорость от 250 до 700 км/ч
  • пассажировместимость до 500 человек
  • возможность размещения больших по массе и габаритам полезной нагрузки
  • мореходность
  • амфибийность
делают экранопланы жизненно необходимыми и в экономико-хозяйственной деятельности государства, и в вопросах обороны страны.

Эти уникальные транспортные средства имеют целый ряд неоспоримых преимуществ перед самолетами и водоизмещающими судами и прежде всего в сфере доставки грузов и пассажиров на необорудованный берег. Они могут быть эффективными спасательными средствами на море, при охране государственной границы и контроле исключительной экономической зоны. Экранопланы необходимы при освоении Сибири и Арктики, а также для поддержания хозяйственной инфраструктуры этого региона. Они смогут эффективно решать задачи по локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов при авариях танкеров и на нефтедобывающих платформах, а также ликвидировать пожары на крупных промышленных объектах и в лесных массивах.

Экранопланы незаменимы там, где трудно предложить что-либо иное из плавающих и летающих платформ....
Авторские права на данный материал принадлежат «НПП "Радар ммс"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка