Эксперт
21 сентября 2010, 16:30
От больших до маленьких
"Родина Ильича" сделала еще несколько шагов, направленных на свое превращение в федеральный центр строительства гражданских самолетов. С 2016 года на заводе "Авиастар-СП" планируется возобновить производство самолетов Ан-124 "Руслан"
Этот проект, безусловно, даст хороший толчок развитию гражданской авиации в России. Он интересен как минимум с двух точек зрения. Во-первых, уникален сам самолет. Ан-124−100 "Руслан" КБ "Антонов" (Украина) был разработан в СССР в конце 1970−х годов для сверхтяжелых перевозок грузов весом до 130 тонн. Серийно он выпускался на ульяновском авиационном заводе и киевском государственном авиационном заводе "Авиант" до середины 90−х годов прошлого века. Причинами прекращения производства стали как стратегические соображения (Украина в тот момент активно переориентировалась на западную оборонную доктрину), так и то, что стороны не смогли договориться меж собой по поводу раздела прибыли от производства коммерческих самолетов. Кроме того, в процессе производства "Русланов" было задействовано более 500 предприятий Советского Союза и не все из них смогли выполнить свои обязательства по поставке комплектующих.
Других таких грузовых самолетов в мире нет (всего было выпущено 56 машин, свыше 20 из которых сейчас стоят на вооружении военно-транспортной авиации ВВС России). Поэтому на "Русланы" возник устойчивый отложенный спрос - от 71 до 90 (по разным оценкам) машин до 2030 года. Летом 2008 года ОАК и консалтинговая компания Ernst&Young подготовили бизнес-план проекта по возобновлению производства Ан-124 на "Авиастаре-СП". Год спустя Александр Пинков, будучи еще зампредом правительства Ульяновской области, заявил, что "по "Руслану" у нас есть вся необходимая конструкторская документация и все лицензии на производство этого самолета". К осени этого года сформирован стартовый заказ. Он состоит, очевидно, из заказа Минобороны, которое должно в ближайшее время вывести из эксплуатации пять машин, и заказа крупнейшего гражданского эксплуатанта "Русланов" — авиакомпании "Волга-Днепр".
Несколько смущает в этом проекте объем стартового заказа, озвученного Пинковым. Он более чем вдвое меньше, чем Ernst&Young считало необходимым для возобновления производства "Русланов". По мнению известной консалтинговой фирмы, для того, чтобы производство этих самолетов было рентабельным, ОАК нужно было набрать "твердых" заказов на него в количестве не менее 40 машин. Хотя, если авиационные компании увидят на "Авиастаре-СП" реальные подвижки по возобновлению производства "воздушных грузовиков" (а для этого, по оценке некоторых специалистов, авиазаводу придется привлечь дополнительно до 2 тыс. квалифицированных специалистов), то дополнительные заказы на эту машину на заставят себя долго ждать.
Параллельно с этим проектом, в Ульяновске, на территории портовой особой экономической зоны (ПОЭЗ), будет развернуто сборочное производство по выпуску малых самолетов. На прошедшем инвестиционном форуме в Сочи соглашение об этом было подписано между авиакорпорацией "Витязь" и правительством Ульяновской области. На территории ПОЭЗ "Витязь" намерен создать авиазавод по производству самолетов DHC-6 Twin Otter Series 400 канадской компании Viking Air Ltd., а также центр технического обслуживания самолетов и учебный центр для летного и технического состава. Региональное правительство, со своей стороны, гарантировало инвестору предусмотренные для ПОЭЗ стандартные льготы и необходимую административную поддержку в подготовке согласительной документации и решении организационных вопросов. Конструкция этого самолета на 20 пассажирских мест была разработана компанией Bombardier в 60−е годы прошлого века для местных авиалиний. Затем Viking Air выкупила лицензию и провела реновацию самолета. Вот эту-то "обновленную" его версию "Витязь" из канадских комплектующих и намерен собирать с начала 2012 года в Ульяновске. Общий объем инвестиций в этот проект с учетом создания центра летно-технической подготовки персонала должен составить около 17 млн долларов. Стоимость самого самолета - 4,6 млн долларов, в года предполагается выпускать по 24 машины. По словам генерального директора "Витязя" Сергея Анциферова, на первом этапе поставляться они будут в районы Сибири и Крайнего Севера.
"Шестерка", действительно легендарная машина, про которую специалисты говорят, что "лучшего аппарата для работы в тяжелых климатических условиях до сих пор не изобретено". Twin Otter, например, использовался как самолет снабжения антарктических экспедиций и 24 апреля 2001 года эвакуировал персонал станции Амундсена-Скотта при температуре минус 75 градусов по Цельсию. Поэтому маркетинговая компания Conklin & de Decker ожидает, что в ближайшие 10 лет в мире будет продано более 400 экземпляров "обновленного" самолета-легенды. "Витязь" же, специально созданный в прошлом году под продвижение DHC-6 Twin Otter Series 400 в России, надеется, что этот самолет станет самой популярной машиной на расстояниях до 1000 км. "На наш взгляд, DHC-6−400 может полностью заменить самолеты Ан-2, Ан-28, L-410 и частично высвободить вертолеты Ми-8, Ми-2, использовать имеющиеся посадочные площадки Ан-2 и сложившуюся аэропортовую инфраструктуру", — заявил в прессе Сергей Анцифиров.
Энтузиазм этот понятен. В 1990 году малая авиация России (525 пассажирских самолетов Ан-2 и 450 самолетов Л-410 и Ан-28) выполнила около 1 млн рейсов в год и перевезла 9,8 млн пассажиров. Сейчас от этого парка осталось 23 годных к эксплуатации Л-410 и Ан-28 и несколько единиц Ан-2 (нет авиационных бензинов и запасных частей). ОАК ниша пассажирских самолетов вместимостью менее 80 пассажиров не интересует. А, между тем, по прогнозам НИИ гражданской авиации, в классах воздушных судов 10−14 и 15−19 мест потребности в ближайшие пять лет оцениваются от 165 до 245 машин. Поэтому "Витязь" надеется с канадской "шестеркой", собираемой в Ульяновске, подоспеть вовремя. Правда, по мнению отраслевых экспертов, далеко не все будут готовы в России платить за эту машину почти 5 млн долларов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Эксперт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114
