О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летчик-испытатель Анатолий Квочур предлагает использовать Су-30 для борьбы с вулканическим пеплом

Пепел исландского вулкана Эйяфьятлайокудль в апреле этого года остановил полеты над Европой почти на неделю, лишив авиакомпании $1,7 млрд выручки. В будущем повторения транспортного коллапса удастся избежать

Пепел исландского вулкана Эйяфьятлайокудль в апреле этого года остановил полеты над Европой почти на неделю, лишив авиакомпании $1,7 млрд выручки. В будущем повторения транспортного коллапса удастся избежать, уверен известный летчик-испытатель Анатолий Квочур, заместитель начальника ЛИИ имени Громова. На конференции, посвященной работе авиации в зонах выброса вулканической пыли, он презентовал российскую методику контроля за распространением облаков пепла. Наилучшим средством борьбы с этим неблагоприятным природным явлением Квочур считает истребители Су-27 и Су-30.

Остановить вулканическое облако можно, как обычное

После извержения вулкана Эйяфьятлайокудль в апреле этого года европейские специалисты проводят многочисленные исследования о полетах в таких условиях. Но почему-то никто не пытается воздействовать на пепельную облачность, удивляется Квочур. Специалисты ЛИИ имени Громова предлагают использовать схему, подобную той, что применяется для разгона грозовых туч. Под действием реагентов вулканический пепел будет опускаться на землю с осадками, и основная проблема — распространение пепла — будет решена.

Обычные самолеты не справятся

Для борьбы с вулканическими облаками обычные самолеты не подойдут, поскольку пепел поднимается на очень большую высоту. Выброс от извержения Эйяфьятлайокудля был небольшим, ниже 10 км, но при извержении крупных вулканов высота облака может достигать 40 км. Гражданская техника не способна работать на таких высотах, а тяжелые истребители можно применять даже на высоте 20 км.

Во время апрельского извержения европейские авиакомпании отправляли для тестовых полетов свои гражданские суда. По мнению Квочура, это бессмысленно и небезопасно, тогда как истребитель более устойчив к неблагоприятным условиям, а риски для экипажа минимальные: у пилотов есть возможность катапультироваться при любых скорости и высоте. Кроме того, истребители способны проводить патрулирование продолжительностью до 15 часов на расстоянии до 4-6 тыс. км от аэродромов.

Противовулканические истребители, возможно, опробуют на Камчатке

Использование Су-30 и Су-27 для контроля за распространением пепла не потребует существенных изменений в их конструкции. Истребители имеют 12 стандартных точек подвеса грузов. На них будут размещаться специальные контейнеры с цементом, жидким азотом и йодистым серебром массой до полутонны.

Стимулировать действие реагентов на облако пепла будет сверхзвуковая ударная волна. По словам Квочура, у российских специалистов накоплен богатый опыт в изучении этого явления. Уже сейчас исследователи могут определить точку наибольшего воздействия ударной волны и заставить облако энергичнее реагировать на воздействие специальными веществами.

Специалисты ЛИИ имени Громова готовы провести испытания противовулканических самолетов на Камчатке, однако для этого предстоит найти финансирование. По словам Квочура, европейские участники конференции с интересом отнеслись к его предложениям. Летчик-испытатель надеется, что ЛИИ имени Громова сможет объединить усилия с Евросоюзом, где есть летные лаборатории и специальные фонды для финансирования подобных исследований....
Авторские права на данный материал принадлежат «Маркер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка