О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Посадка по НИТКЕ

Впервые за последние три года более 20 экипажей палубной авиации Северного флота России прошли курс тренировок на мастерство пилотирования истребителей Су-33 и штурмовиков Су-25 на украинском комплексе НИТКА

Впервые за последние три года более 20 экипажей палубной авиации Северного флота России прошли курс тренировок на мастерство пилотирования истребителей Су-33 и штурмовиков Су-25 на украинском комплексе НИТКА (Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный) в Саках (Крым). Это означает, что в ВМФ России появилось полноценное авиационное крыло для тяжелого авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". Уже в октябре крейсер может выйти в море для отработки боевых задач в северных морях.

Над летным полем стоит грохот: всего в нескольких метрах над головой проносятся тяжелые истребители Су-33 и штурмовики Су-25. За их посадкой внимательно наблюдает командир отдельного корабельного истребительного авиаполка Северного флота Евгений Кузнецов.
Су-25 легко снижается, опускает гак (устройство торможения) и, ловко зацепившись за трос аэрофинишера, останавливается у края полосы.

"Андрюха пошел на зацеп. Давай, давай, только не передумай!" -кричит Евгений Викторович заходящему на посадку следом за Су-25 истребителю Су-33.

"Сушка" цепляется за трос и останавливается. А командир от радости пускается в пляс: "Залепился! Зацепился! Молодец!" К нему уже через поле бегут офицеры украинских ВВС, обеспечивающие полеты российских коллег: "Товарищ командир! Разрешите поздравить с появлением еще одного летчика палубной авиации России!".

Восторг Кузнецова понятен. Три года российские палубные летчики не прилетали на тренировки на украинскую НИТКУ - зарытый в крымской степи аналог единственного нашего авианесущего крейсера. Это взлетный трамплин для истребителей и полноценная посадочная площадка, полностью имитирующая палубу нашего авианосца со всеми ее приводами и тормозными системами. Она позволяет в условиях, максимально
приближенных к реальным, отрабатывать взлет и посадку на "палубу" авианосца.

Российские военные арендуют НИТКУ. Москва расплачивается поставками запчастей для украинских ВВС на сумму около $500 тыс. в год. Без этих расходов, как говорят в Минобороны, палубного летчика не обучить. А значит, у страны не будет и пилотов, способных в сложных морских условиях посадить истребитель на плавучий аэродром. Тренировки прерывались неоднократно. Сначала в 2003 году из-за политических разногласий с Киевом. Потом в 2008-м, когда Украина поддержала Грузию в войне против Южной Осетии.

- Я даже не ожидал, что нас так будут встречать, - улыбается Кузнецов. - Когда мы прилетели на НИТКУ, весь гарнизон высыпал на улицу. Люди стояли вдоль всего ограждения летной полосы. Это так приятно. Ведь многие из нас именно здесь начинали свою летную карьеру. Я и сам в их числе, когда еще лейтенантом был.

Украинцы не только сумели сохранить НИТКУ в хорошем состоянии, но и сделали все возможное, чтобы мы сразу включились в тренировки.

- На Севере мы регулярно летаем с нашего аэродрома, - рассказывает Евгений Кузнецов. - Налет у нас хороший, но вот на палубу наша молодежь еще ни разу не садилась. Конечно, можно попробовать. Но это очень опасно, ведь только здесь, на НИТКЕ, у пилота есть право на ошибку. Он может не долететь до аэрофинишера, может его перелететь. На корабле это исключено. Там всего 46 метров до первого троса...

Посадка на авианосец экстремальна. Представьте: разбег по палубе всего 105 метров. Перед вами практически вертикальная "стена" трамплина - "бросить" на нее самолет психологически непросто. А посадить машину - еще сложней. Корабль качает, есть боковой ветер и, значит, снос по курсу. Летчик обязан все это предусмотреть. Коснувшись палубы, он должен четко удержать самолет строго прямо. Ведь справа от него будут надстройка корабля и стоящие на палубе истребители, слева - конец палубы, океан.

- В море у нас, конечно, есть возможность уйти на береговой аэродром, - говорит Евгений Кузнецов. - Подписаны соглашения с иностранными государствами, разрешающие нам в экстренных случаях сесть на их аэродромах. Но ведь мы понимаем, что это крайняя мера. Садиться придется только на родную палубу.

Мы подъезжаем к стоянке истребителей. Только что севший Су-33 уже зарулил на свое место. Летчик Андрей Пестов спускается из кабины, и тут его подхватывают на руки Кузнецов и техники, тащат к хвосту истребителя.

Пилота три раза прикладывают пятой точкой к гаку самолета. Так по традиции "крестят" нового палубника. Только после этого ему разрешают доклад командиру о завершении полета.

- Труднее всего решиться на посадку, - честно признается мне Андрей. - По правилам я мог сначала пять раз пройти над полосой, потом столько же отработать касание шасси и только потом попытаться "зацепиться". Но передумал - и сразу пошел на посадку...

- Пилот начинает снижение за три километра до края палубы авианосца, - поясняет Кузнецов. Он сам одним из первых в 1990-е осваивал палубу "Кузнецова". Летчик первого класса. Налетал более 1700 часов. Выполнил 120 посадок на палубу авианосца. Является инструктором по всем видам летной подготовки с аэродрома и корабля. Кавалер двух орденов Мужества. Так что только по одному углу - глиссаде, с которым пилот заходит на посадку, Кузнецов уже понимает, что будет дальше.

- За 150-300 метров пилот уже должен решить, садится он или нет, - продолжает, не отрывая взгляда от неба, Кузнецов. - А дальше - только вперед: команда "гак-притяг" (в момент посадки пилот должен себя зафиксировать в кресле с помощью специальных ремней. - "Известия") - и на палубу.

Это, пожалуй, самый драматический момент всей летной подготовки. На палубе стоит специальная оптическая система привода. Своеобразный светофор: красный свет показывает, что летчик идет на первый зацеп, зеленый - на второй и третий, желтый, - самый крайний с кормы. Идеально, когда машина цепляется за второй-третий.

В момент касания с палубой у истребителя скорость 240 км в час, всего за 90 метров она гасится до нуля. И те 23 тонны, что толкали истребитель и пилота "в спину", в мгновение обрушиваются ему "на грудь". Перегрузка превышает, как подсчитали физики, 4,5 g. В жизни это значит: кто плохо "притянулся" - у того потом на плечах кровавые синяки.

Вот командир снова срывается в пляс. Еще один летчик в первый раз совершает зацеп. На этот раз это старший лейтенант Андрей Битюк на Су-25. Из самолета он выбирается в мокром от пота летном комбинезоне.

- Не сразу получилось, со второй попытки, - огорчается он. - Было трудно выдержать скорость и угол глиссады.

А Кузнецов просто счастлив. Битюк только пришел из летного училища и сразу стал первым в палубной авиации, кто смог посадить машину на "корабль". Еще несколько лет назад, когда в воздух поднимались только опытные летчики в званиях не ниже майора, такое было невозможно представить.

- Если у нас лейтенанты на палубу садятся, - перекрикивает двигатели истребителей командир, - то у нас есть будущее, есть палубная авиация! Всего месяц тренировок, а у страны уже появилось пять молодых пилотов-палубников.

24 сентября российские пилоты палубной авиации вернулись домой на Север. Как говорят в штабе флота, за месяц тренировки они совершили более 30 вылетов и посадок на "палубу" "сухопутного авианосца", налетав более 200 часов. В октябре их ждет второй этап подготовки - полеты непосредственно с авианесущего крейсера "Адмирал Кузнецов". А там, как можно ожидать, и выход в открытое море на боевое дежурство....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка