Finam.info
8 октября 2010, 17:28
Второй эшелон: ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр"
"Справедливая" стоимость обыкновенной акции ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" на перспективу ближайшего года - $0,6 за бумагу
Минимумы-максимумы
История компании берет начало c лета 1934 года, когда было открыто движение по Обской воздушной линии. В 1967 году было организовано Тюменское управление гражданской авиации, которое в 1991 году было реорганизовано в авиакомпанию "Тюменьавиатранс". С 1992 года авиакомпания существует в форме открытого акционерного общества.
Основные акционеры компании (в сумме 75,63 %) юридические лица ООО "Полинт", "Трисэлтко", "Ла-Манш", "Крайел", принадлежащие организациям, руководители которых - сотрудники "Сургутнефтегаза". Структуры этой нефтяной компании считаются реальными владельцами авиакомпании. На данный момент free float обыкновенных акций данной кредитной организации составляет приблизительно 20% акций.
24 ноября 1997 г. решением Фондовой биржи РТС акции компании включены в котировальный список "РТС-2". Торги обыкновенными акциями ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" на ММВБ начались 06 февраля 2004 г.
На ценовой максимум в $0,8 за бумагу обыкновенные акции ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" вышли 22 февраля 2008 г. Минимальная цена обыкновенной акции этой компании была достигнута 04 ноября 1998 г. и составила $0,005.
Множественный коэффициент детерминации для цен обыкновенных акций ЮТэйр и индекса РТС за период с февраля 2001 г. по октябрь 2010 гг. составил 0,83, что отражает высокую качественную характеристику силы связи.
Оценка ликвидности
Оценка "справедливой" стоимости компании с помощью методики DCF предполагает потенциал роста ее обыкновенных акций в перспективе ближайших 12 месяцев до $0,6 или на 50% от их текущих цен. Данная модель учитывает сокращение годовых темпов роста выручки ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" в ближайшие пять лет до уровня в два раза ниже докризисного, при параллельном снижении капитальных расходов в связи с завершением в 2012-2013 гг. процесса обновления и расширения авиапарка компании.
Прогнозная чистая рентабельность ЮТэйр при этом принимается равной докризисному уровню в 2%-4% в среднем, а средневзвешенная стоимость капитала составляет сравнительно высокие 16,5%.
Увеличение долларовой выручки компании в ближайшие пять лет на 120% выглядит, в целом, реалистичным сценарием развития событий. Бизнес компании сконцентрирован в Западной Сибири, где при поддержке государства осуществляется реализация долгосрочных проектов в нефтегазовой и других отраслях, а также на высокомаржинальных развивающихся рынках. Это снижает его зависимость от среднесрочных изменений макроэкономической конъюнктуры при реализации W-образного сценария восстановления мировой экономики.
С точки зрения сравнительного анализа коэффициентов P/S 2010 и EV/EBITDA 2010 обыкновенные акции ЮТэйр торгуются на данный момент с дисконтом в 40%-60% к аналогам в развивающихся странах.
Прогноз и рекомендации
В целом, с учетом анализа на основе дисконтированных денежных потоков и сравнения мультипликаторов я оцениваю "справедливую" стоимость обыкновенной акции ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" на перспективу ближайшего года в $0,6 за бумагу.
Однако, если в среднесрочном периоде ожидаемая динамика капитализации и статистика финансовых показателей компании выглядят довольно благоприятными, то их долгосрочные перспективы сопряжены с повышенными рисками.
Низкая чистая рентабельность авиатранспортной отрасли РФ в целом и "ЮТэйр" в частности, как показывает практика, способствует нарастанию долговых проблем их бизнеса.
По мнению представителей отрасли, одна из основных причин такого положения дел в том, что авиакомпания -- последнее звено в длинной сервисной цепи, с заложенным ее участниками уровнем рентабельности не менее 20%. В результате снижения мировых цен на энергоресурсы в период кризиса, а также совместного давления на продавцов топлива со стороны авиакомпаний, его стоимость снизилась в 2008 - 2010 гг. в полтора раза. Падение цен и модернизация авиапарка уменьшили долю топлива в расходах компаний в среднем с 40 - 45% до 24%. Однако это чистая рентабельность компаний авиатранспорта все равно осталась низкой, для ЮТэйр она в 2009 г. составила 0,11% против 2,3%-3,5% в 2005 - 2007 гг., для лидера отрасли, Аэрофлота, данный показатель в 2009 г. был равен 2,7% против 7%-8,5% в 2005 - 2007 гг.
Учитывая также специфические отраслевые риски, связанные с низкой плотностью населения РФ, сравнительно суровым климатом, низкой активностью миграционных процессов и слабостью инфраструктуры, эффективность для авиационной отрасли существующей практики формирования цен на авиационный керосин в зависимости от динамики мировых цен на сырье также весьма сомнительна.
В отсутствие изменений политики регуляторов в указанных сферах в ближайшие годы, ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр", не исключено, придется либо сворачивать авиационный бизнес, переключаясь на вертолетный сегмент, либо параллельно искать возможности слияния своего бизнеса с другими игроками рынка....
Авторские права на данный материал принадлежат «Finam.info». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 23, 2024
Пассажиропоток Finnair снизился в I квартале из-за забастовок
Апрель 23, 2024
Прокуратура проверит "Аэропорты Дальнего Востока" из-за увязшего в грязи Ан-24
Апрель 23, 2024
"Рособоронэкспорт" покажет новейшие БПЛА на встрече представителей по безопасности
Апрель 23, 2024
Гражданские беспилотники могут увеличить на 360 тысяч тонн урожай в Самарской области