О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Ту-204 еще полетает

Государство не будет останавливать программу выпуска самолетов семейства Ту-204. В Минпромторге ожидают, что контракт на поставку 44 Ту-204СМ авиакомпании Red Wings будет заключен до конца года

Государство не будет останавливать программу выпуска самолетов семейства Ту-204. В Минпромторге ожидают, что контракт на поставку 44 Ту-204СМ авиакомпании Red Wings будет заключен до конца года. Но программе требуется господдержка, чтобы итоговая цена самолета устроила покупателя. Аналитики полагают, что иного варианта у государства нет: альтернативная загрузка для ульяновского "Авиастара" на ближайшее время отсутствует, а перспектива сворачивания программы Ту-204 уже привела к социальным волнениям в городе.

Несколько источников "Ъ" на авиарынке рассказали, что 13 ноября в Минпромторге состоялось совещание, на котором обсуждалась программа выпуска самолетов Ту-204 и Ту-204СМ на ульяновском "Авиастар-СП" (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию; ОАК). Этой осенью программа оказалась под угрозой закрытия из-за отказа "Авиакомпании Москва" (ранее "Атлант-Союз") покупать 15 самолетов по причине их дороговизны и "плохой экономики". В октябре глава ОАК Алексей Федоров заявил, что не исключает закрытия программы, что вызвало волну социального протеста в городе. В частности, 14 ноября прошел митинг, организованный "Справедливой Россией".

Tу-204СМ - среднемагистральный самолет, более легкая и экономичная модификация Ту-204, первый полет которого состоялся в 1989 году. Всего выпущено более 50 самолетов Ту-204, Ту-204СМ еще не выпускались. Идея программы Ту-204СМ появилась в 2006 году, ее задача - создать самолет, который бы конкурировал с Boeing 737 и А320. Дальность полета Ту-204СМ - около 4 тыс. км, в 2-классной компоновке 174 кресла.

Как рассказал источник "Ъ" в Минпромторге, по итогам встречи, проходившей под председательством замминистра Дениса Мантурова, было решено продолжить программу выпуска Ту-204СМ (есть фюзеляжи для пяти самолетов, опытные образцы не летали). Для этого рабочая группа при министерстве должна в течение трех недель выработать меры по снижению себестоимости самолета и определить объем необходимой господдержки. "Дополнительного финансирования не планируется, но возможно перераспределение средств, заложенных в ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники до 2015 года"",- сказал источник "Ъ", добавив, что часть средств может пойти в уставный капитал "Авиастара".

Также группа должна довести самолет до этапа серийного производства и дальнейшего подписания твердого контракта на поставку. По словам источника "Ъ", в 2010 году ожидается подписание контракта на поставку 44 самолетов для авиакомпании Red Wings. В "Ильюшин Финанс Ко" сообщили, что компания уже передала в ОАК проект соглашения о покупке Ту-204СМ для Red Wings. "Также самолеты будут поставляться для авиации специального назначения",- говорит источник "Ъ" в Минпромторге.

Таким образом, государство фактически приняло предложение главы Национальной резервной корпорации (НРК) Александра Лебедева. В своем письме премьеру Владимиру Путину в сентябре он говорил, что Red Wings, подконтрольная НРК, готова купить 44 Ту-204СМ при условии, что цена одного борта не превысит 700-750 млн руб. (см. "Ъ" от 6 октября). Другим условием был выкуп ВЭБом принадлежащих НРК 28,5% акций ИФК, но, по словам господина Лебедева, это условие он снял.

"Пока нам по-прежнему называлась цена в миллиард рублей за самолет,- пояснил "Ъ" Александр Лебедев.- Но если нам не могут предоставить более низкую цену, то пусть, например, ВЭБ гарантирует нам стоимость поддержания летной годности этих машин - если она будет превышать установленные пределы, ВЭБ компенсирует нам расходы". При этом господин Лебедев намерен настаивать на преференциях для Red Wings в случае заключения контракта. "Мы хотим получить более низкую лизинговую ставку, которая впишется в нашу рентабельность. Мы спрашивали об этом Валерия Окулова (замминистра транспорта.- "Ъ"), но он говорит, что преференций пока нет",- пояснил бизнесмен. Он подчеркнул, что контракт будет заключен, только если государство и ОАК выполнят все условия Red Wings.

Если государство обеспечит снижение цены, то вернуться к вопросу покупки 15 самолетов может и "Авиакомпания Москва". "Если цена будет оптимальной, я готов выйти на совет директоров и поднять этот вопрос",- передал "Ъ" глава компании Евгений Бачурин. Источник, близкий к перевозчику, уточнил, что компанию может устроить стоимость самолета до $30-35 млн.

По словам главы аналитической службы агентства "Авиапорт" Олега Пантелеева, государство и не могло закрыть программу ТУ-204. "Это означало бы потерю миллиардов рублей, затраченных на проект. Кроме того, завод остался бы без загрузки, ведь выпуск грузовых самолетов Ил-476 может начаться только в 2011 году",- говорит эксперт. По его словам, Ту-204СМ с 210 креслами получился "нишевым" самолетом, который может эффективно использоваться на чартерных курортных линиях и "раскатанных направлениях". С этим соглашается председатель редакционного совета "Авиатранспортного обозрения" Алексей Комаров. Но он считает, что вопрос цены не может быть решен корректно до тех пор, пока не появится первый самолет и не будет сформирована реальная производственная программа. Первый полет Ту-204СМ запланирован на декабрь....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка