О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Аэрофлот" создает дискаунтера

Дочерняя компания займет рынок low-cost перевозок в России

В соответствии с планами руководства ОАО "Аэрофлота", новый бюджетный перевозчик начнет выполнять полеты с 2013 года.

Аэропортом базирования авиакомпании-дискаунтера станет "Домодедово". Выбор в пользу Домодедово был сделан из-за того, что в "Шереметьево" недостаточно места.

В 2010 году госкорпорация "Ростехнологии" начала укрупнять "Аэрофлот" передавая крупнейшему перевозчику активы и маршруты региональных компаний. Согласие Федеральной антимонопольной службы на поглощение "Аэрофлотом" "Саратовских авиалиний" и "Сахалинских авиатрасс" уже было получено.

Согласно проекту стратегии "Аэрофлота" до 2025 года, бюджетный перевозчик будет сформирован на базе одной из передаваемых "Ростехнологиями" компаний - скорее всего "Саратовских авиалиний" (SarAvia). Детального бизнес-плана по лоукостеру (затраты, парк, доля рынка) пока нет. Ограничения базового аэропорта "Аэрофлота" повлияли не только на месторасположение будущего лоукостера, но и заставили компанию скорректировать стратегию развития, которая завтра будет рассмотрена на совете директоров.

Из-за ограничений возможностей базового аэропорта менеджмент "Аэрофлота" снизил прогнозы по пассажиропотоку почти на 10%. Национальный перевозчик вместе с "дочками" - существующими ("Нордавиа", "Донавиа") и будущими (ГТК "Россия", "Влад авиа", "Оренбургские авиалинии" и другими) в 2010 году перевезет 21,8 млн человек. Через 15 лет пассажиропоток вырастет в 3,3 раза - до 72,5 млн. Ранее пассажиропоток планировался на уровне в 79,5 млн человек.

Согласно стратегии Группы "Аэрофлот" до 2025 года, компания вместе с дочерними организациями перевезет в текущем году 21,8 миллиона человек. Через 15 лет пассажиропоток увеличится в 3,3 раза - до 72,5 миллионов человек. Основной рост по прогнозам компании придется на 2013-2014 годы. Именно тогда в эксплуатацию будет введен новый терминал, аэропорт в Сочи и заработает бюджетный авиаперевозчик.

Трехкратный рост пассажирских перевозок будет обеспечен выходом компании практически во все сегменты рынка. "Аэрофлот" сосредоточится на высокодоходных направлениях, главным образом туристических (Лондон, Париж, Токио, Пекин). Остальные расходы будут покрываться региональными рынками - дочерними компаниями "Оренбургские авиалинии", "Донавиа" и другими.

Основная стратегическая цель "Аэрофлота" - занять доминирующее положение на российском рынке воздушных перевозок и стать достойным конкурентом мировым авиакомпаниям. На данный момент лидером в сегменте низкобюджетных авиаперевозок в России стала компания Sky Express. Несмотря на невысокую стоимость билетов, зачастую качество обслуживания пассажиров оставляет желать лучшего. Так, среди негативных моментов туристы отмечают регулярные задержки рейсов. Кроме Sky Express в сегменте low-cost работает "Авианова"

По мнению экспертов авиаотрасли, создание "лоукостных" дочек стало общемировой практикой. "Аэрофлот" идет по проторенному пути. Создание бюджетного авиаперевозчика позволит "Аэрофлоту" повысить доходы и расширить присутствие на рынке, считают эксперты. Тем более необходимая база у компании имеется.

Как показывает практика, такие авиакомпании успешны, под крылом большой и стабильной компании они чувствуют себя достаточно уверенно на рынке, даже если бизнес-модель не всегда срабатывает, у них всегда есть подушка безопасности в виде "старшего брата".

Но сегмент низкобюджетных перевозок на авиарынке России находится в зачаточном состоянии, а дискаунтеру сложно развиваться: в стране нет дешевых - альтернативных - аэропортов, начисляются таможенные пошлины на самые выгодные для лоукостеров самолеты (вместимостью 180 кресел), небольшое проникновение интернета среди населения и, наконец, привычки россиян: купив самый дешевый билет, они рассчитывают на привычный сервис (питание на борту).

Руководитель отдела по связям с общественностью авиакомпании Sky Express Виталий Коренюгин не уверен, что "Аэрофлот" сделал правильный выбор в пользу "Саратовских авиалиний". "Не совсем понятно с выбором базового перевозчика для образования дискаунтера. "Саратовские авиалинии" - что это за компания? И готова ли она быть дискаунтером? Потому что с точки зрения философии бизнеса низкобюджетных перевозок, это должна быть совершенно другая инакомыслящая компания, с новаторскими бизнес-проектами и рыночным мышлением. С точки зрения "Аэрофлота", это не совсем понятно. Поэтому я отношусь очень скептически к этому. Хотя финансов у этой компании хватит, наверное, на не одного дискаунтера".

Управляющий партнер инвестиционной компании "DUNTONSE" Тимур Турлов убежден, что запуск "Аэрофлотом" своего проекта с лоукостерной дочерней компаний - попытка занять долю рынка на совершенно отсутствующим пока сегменте с большим потенциалом роста. "Однако данный процесс заставит "Аэрофлот" столкнуться с падением прибыли, поскольку он фактически начинает конкурировать сам с собой, потому что во многих городах России и некрупных европейских городах "Аэрофлот" - монополист. Запуск же лоукостера, который у "Аэрофлота" будет успешен, оттянет часть клиентов у "Аэрофлота" полноформатного, поскольку большинство клиентов эконом-класса "Аэрофлота" предпочтут его дочернюю компанию. Не делать этот шаг однако было не разумно, поскольку "Аэрофлот" потерял бы долю в сегменте, с другой стороны это может негативно сказаться на финансовых показателях компании. Выбор "Домодедово" в качестве терминала базирования - достаточно удачное решение для многих москвичей".

А 15 декабря на заседании правительственной комиссии по транспорту и связи вице-премьер России Сергей Иванов заявил, что сегмент низкобюджетных авиаперевозок - важнейшее направление развития российского авиарынка. По словам вице-премьера, несмотря на то, что доля лоукостеров на мировом рынке достигает 40-50 процентов, в России этот показатель находится на крайне низком уровне.

А ведь именно low-cost авиакомпании сейчас особенно популярны в Европе и США. Построив совершенно новую модель бизнеса, в основе которой лежит высокая производительность труда и низкие расходы, авиакомпании-дискаунтеры предоставляют населению возможность летать по очень низким ценам, невероятно низким для традиционных перевозчиков....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка