О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Отчет о деятельности Минпромторга: Авиационная промышленность и двигателестроение

Министерство промышленности и торговли РФ выпустило отчет о деятельности в 2010 году и планах на 2011 год. Ниже приводится раздел, посвященный авиационной промышленности и двигателестроению

Министерство промышленности и торговли Российской Федерации выпустило отчет о деятельности в 2010 году и планах на 2011 год. Ниже приводится раздел, посвященный авиационной промышленности и двигателестроению.

Место отрасли в российской экономике

Продукция авиационной промышленности как граж¬данского, так и военного назначения является одним из основных компонентов системы обороны и безопас¬ности страны.

При этом авиационная промышленность является отраслью высокотехнологического сектора, которая обладает потенциалом "интеллектуализации" струк¬туры ВВП, опережающего развития экспорта продук¬ции машиностроительного комплекса и импортозаме¬щения, отхода экономики страны от сырьевой модели развития.

Посткризисный облик отрасли

В условиях кризиса Минпромторг России действовал в отношении отрасли авиационной промышленно¬сти по двум ключевым направлениям: обеспечение финансовой устойчивости предприятий и оптимиза¬ция инструментов реализации программных докумен¬тов. Результатом антикризисных мер стало оживление отрасли в 2010 году.

Положительная в целом динамика темпов роста сохра¬няется как в самолетостроении - 114,9%, так и в вер¬толетостроении - 153,6%, в авиадвигателестроении - 128,5% и в авиаприборостроении - 135,3%.

Отмечается также рост объемов производства авиа¬ционных двигателей на 51,6%, в том числе турбовин¬товых и турбовальных двигателей - в 2,1 раза, газо¬турбинных вспомогательных двигателей - в 2,9 раза, запасных частей двигателей самолетов, вертолетов, прочих летательных аппаратов (23,1%).

В 2011 году предусматривается дальнейший рост про¬изводства авиатехники: основных типов воздушных судов (самолетов и вертолетов) - до 395 шт. (с пла¬нового уровня 335 шт. в 2010 году), экспорта авиаци¬онной техники - на 155% по отношению к 2008 году (в сравнении с плановым ростом к 2010 году 141%).

Вместе с тем сохраняется такая фундаментальная проблема, как несоответствие масштаба и структуры существовавшей в стране авиационной промышлен¬ности, ее научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса на про-дукцию отрасли как гражданского, так и военного назначения. Поэтому главной целью работы в указан¬ном направлении является повышение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности.

Важным направлением здесь является развитие взаимодействия государства и отраслевого бизнеса (в рамках государственно-частного партнерства). Рас¬ширение роли заинтересованного в подъеме отрасли бизнеса не должно сдерживаться ничем, кроме рацио¬нально определяемых ограничений, связанных с обо¬роной и безопасностью страны.

Стратегия развития авиационной промышленности до 2015 года

Достижение цели повышения глобальной конку¬рентоспособности вплотную связано с реализацией Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года (далее - Стратегия), пред¬усматривающей консолидацию потенциала отрасли на прорывных направлениях.

В рамках реализации стратегии решаются следующие основные задачи:
  1. Проведение в рамках государственно-частного партнерства четкой и реалистичной продуктовой политики, обеспечивающей достижение ожидае¬мого результата реализации Стратегии.
  2. Формирование новой организационной системы, способной эффективно осуществлять политику создания и продвижения российской авиатех¬ники на потенциальные рынки, привлекать необ¬ходимые для этого ресурсы и управлять ими.
  3. Модернизация производственного, конструктор¬ского и научно-исследовательского потенциала авиапромышленного комплекса.
  4. Корректировка государственных программ и вне¬программных мероприятий в области авиастро¬ения.
  5. Внесение изменений в законодательство, снимаю¬щих существующие ограничения по реализации выбранного направления развития.
Отраслевое развитие определяется также Стратегией развития газотурбинного двигателестроения в ави¬ационной промышленности Российской Федерации на 2008-2015 годы и на период до 2025 года.

Инвестиционные проекты

В настоящее время в авиастрое¬нии реализуется ряд важнейших инвестиционных проектов:
  • создание самолета "Сухой Суперджет-100". В настоящее время завершается процесс серти¬фикации, после чего начнется поставка самолетов по заключенным договорам;
  • создание самолета МС-21. Осуществляется про-ектирование, пройден этап макета. На Иркутском авиационном заводе осуществляется программа технического перевооружения и подготовка пло¬щадки для производства самолета;
  • создание вертолетов Ми-38 и Ка-62. Продолжа¬ется рабочее проектирование, осуществляется строительство опытных образцов, а также про¬водятся сертификационные испытания.
Важным событием отрасли в 2010 года стало полу¬чение Международного сертификата по требованиям Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA) на двигатель SaM-146 для самолетов "Сухой Суперджет-100". Сертификат подтверждает, что дви¬гатель SaM-146 прошел все необходимые испытания по международным стандартам качества и безопасно¬сти и полностью готов для оснащения нового россий¬ского регионального самолета "Сухой Суперджет-100". На ОАО "НПО "Сатурн" начато серийное производство указанного двигателя.

Ожидаемым ключевым событием в 2010 году является сертификация самолета "сухой суперджет-100" и начало его поставок.

Меры государственной поддержки отрасли

В настоящее время по линии Минпромторга России реализуется ряд механизмов государственной под¬держки авиационной промышленности:
  • взносы в уставные капиталы ведущих авиастрои¬тельных холдингов страны с целью финансового оздоровления их дочерних и зависимых обществ;
  • субсидии на возмещение предприятиям авиаци¬онной промышленности на техническое перево-оружение;
  • субсидии предприятиям отрасли в целях предупреждения банкротства;
  • другие виды господдержки.
Проектом Федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" предусмотрено продолжение государ¬ственной поддержки авиастроения в рамках действу¬ющих механизмов.

Только в 2011 году по федеральным целевым програм¬мам и внепрограммным мероприятиям, оказываемым Минпромторгом России интегрированным структу¬рам и предприятиям авиационной промышленности, будет направлено более 70 млрд руб.

По поручению Правительства Российской Федерации с целью повышения эффективности расходов феде¬рального бюджета Минпромторгом России, Минэко-номразвития России, Минфином России, Минтрансом России, Минобороны России совместно с интегри¬рованными структурами и государственными научными центрами разрабатывается государственная программа развития авиационной промышленности до 2025 года. В рамках разработки этой программы проводится анализ планов интегрированных струк¬тур авиационной промышленности по разработке, производству и поставкам гражданской авиационной техники, необходимого объема прикладных НИОКР в обеспечение создания конкурентоспособной ави¬ационной техники, объемов работ по техническому перевооружению и развитию экспериментальной базы НИИ и ОКБ, производственной базы промышленных предприятий, а также осуществляется выработка ком¬плекса мер государственной поддержки авиационной промышленности на период до 2025 года.

В целях сближения реализуемых в Российской Федера¬ции мер по поддержке авиационной промышленности с нормами, принятыми в странах - членах Органи¬зации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), ОАО "Объединенная авиастроительная кор¬порация" разработана и представлена в заинтересо¬ванные федеральные органы исполнительной власти концепция системы финансирования продаж авиатех¬ники в России. Вопрос внедрения этой системы будет также рассмотрен в ходе подготовки и рассмотрения проекта государственной программы развития авиа-ционной промышленности до 2025 года.

Представление проекта указанной программы Пра¬вительству Российской Федерации планируется на II квартал 2011 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Минпромторг». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка