Минпромторг
27 декабря 2010, 08:55
Отчет о деятельности Минпромторга: Авиационная промышленность и двигателестроение
Министерство промышленности и торговли РФ выпустило отчет о деятельности в 2010 году и планах на 2011 год. Ниже приводится раздел, посвященный авиационной промышленности и двигателестроению
Место отрасли в российской экономике
Продукция авиационной промышленности как граж¬данского, так и военного назначения является одним из основных компонентов системы обороны и безопас¬ности страны.
При этом авиационная промышленность является отраслью высокотехнологического сектора, которая обладает потенциалом "интеллектуализации" струк¬туры ВВП, опережающего развития экспорта продук¬ции машиностроительного комплекса и импортозаме¬щения, отхода экономики страны от сырьевой модели развития.
Посткризисный облик отрасли
В условиях кризиса Минпромторг России действовал в отношении отрасли авиационной промышленно¬сти по двум ключевым направлениям: обеспечение финансовой устойчивости предприятий и оптимиза¬ция инструментов реализации программных докумен¬тов. Результатом антикризисных мер стало оживление отрасли в 2010 году.
Положительная в целом динамика темпов роста сохра¬няется как в самолетостроении - 114,9%, так и в вер¬толетостроении - 153,6%, в авиадвигателестроении - 128,5% и в авиаприборостроении - 135,3%.
Отмечается также рост объемов производства авиа¬ционных двигателей на 51,6%, в том числе турбовин¬товых и турбовальных двигателей - в 2,1 раза, газо¬турбинных вспомогательных двигателей - в 2,9 раза, запасных частей двигателей самолетов, вертолетов, прочих летательных аппаратов (23,1%).
В 2011 году предусматривается дальнейший рост про¬изводства авиатехники: основных типов воздушных судов (самолетов и вертолетов) - до 395 шт. (с пла¬нового уровня 335 шт. в 2010 году), экспорта авиаци¬онной техники - на 155% по отношению к 2008 году (в сравнении с плановым ростом к 2010 году 141%).
Вместе с тем сохраняется такая фундаментальная проблема, как несоответствие масштаба и структуры существовавшей в стране авиационной промышлен¬ности, ее научно-технического и производственного потенциала объему платежеспособного спроса на про-дукцию отрасли как гражданского, так и военного назначения. Поэтому главной целью работы в указан¬ном направлении является повышение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности.
Важным направлением здесь является развитие взаимодействия государства и отраслевого бизнеса (в рамках государственно-частного партнерства). Рас¬ширение роли заинтересованного в подъеме отрасли бизнеса не должно сдерживаться ничем, кроме рацио¬нально определяемых ограничений, связанных с обо¬роной и безопасностью страны.
Стратегия развития авиационной промышленности до 2015 года
Достижение цели повышения глобальной конку¬рентоспособности вплотную связано с реализацией Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года (далее - Стратегия), пред¬усматривающей консолидацию потенциала отрасли на прорывных направлениях.
В рамках реализации стратегии решаются следующие основные задачи:
- Проведение в рамках государственно-частного партнерства четкой и реалистичной продуктовой политики, обеспечивающей достижение ожидае¬мого результата реализации Стратегии.
- Формирование новой организационной системы, способной эффективно осуществлять политику создания и продвижения российской авиатех¬ники на потенциальные рынки, привлекать необ¬ходимые для этого ресурсы и управлять ими.
- Модернизация производственного, конструктор¬ского и научно-исследовательского потенциала авиапромышленного комплекса.
- Корректировка государственных программ и вне¬программных мероприятий в области авиастро¬ения.
- Внесение изменений в законодательство, снимаю¬щих существующие ограничения по реализации выбранного направления развития.
Инвестиционные проекты
В настоящее время в авиастрое¬нии реализуется ряд важнейших инвестиционных проектов:
- создание самолета "Сухой Суперджет-100". В настоящее время завершается процесс серти¬фикации, после чего начнется поставка самолетов по заключенным договорам;
- создание самолета МС-21. Осуществляется про-ектирование, пройден этап макета. На Иркутском авиационном заводе осуществляется программа технического перевооружения и подготовка пло¬щадки для производства самолета;
- создание вертолетов Ми-38 и Ка-62. Продолжа¬ется рабочее проектирование, осуществляется строительство опытных образцов, а также про¬водятся сертификационные испытания.
Ожидаемым ключевым событием в 2010 году является сертификация самолета "сухой суперджет-100" и начало его поставок.
Меры государственной поддержки отрасли
В настоящее время по линии Минпромторга России реализуется ряд механизмов государственной под¬держки авиационной промышленности:
- взносы в уставные капиталы ведущих авиастрои¬тельных холдингов страны с целью финансового оздоровления их дочерних и зависимых обществ;
- субсидии на возмещение предприятиям авиаци¬онной промышленности на техническое перево-оружение;
- субсидии предприятиям отрасли в целях предупреждения банкротства;
- другие виды господдержки.
Только в 2011 году по федеральным целевым програм¬мам и внепрограммным мероприятиям, оказываемым Минпромторгом России интегрированным структу¬рам и предприятиям авиационной промышленности, будет направлено более 70 млрд руб.
По поручению Правительства Российской Федерации с целью повышения эффективности расходов феде¬рального бюджета Минпромторгом России, Минэко-номразвития России, Минфином России, Минтрансом России, Минобороны России совместно с интегри¬рованными структурами и государственными научными центрами разрабатывается государственная программа развития авиационной промышленности до 2025 года. В рамках разработки этой программы проводится анализ планов интегрированных струк¬тур авиационной промышленности по разработке, производству и поставкам гражданской авиационной техники, необходимого объема прикладных НИОКР в обеспечение создания конкурентоспособной ави¬ационной техники, объемов работ по техническому перевооружению и развитию экспериментальной базы НИИ и ОКБ, производственной базы промышленных предприятий, а также осуществляется выработка ком¬плекса мер государственной поддержки авиационной промышленности на период до 2025 года.
В целях сближения реализуемых в Российской Федера¬ции мер по поддержке авиационной промышленности с нормами, принятыми в странах - членах Органи¬зации экономического развития и сотрудничества (ОЭСР), ОАО "Объединенная авиастроительная кор¬порация" разработана и представлена в заинтересо¬ванные федеральные органы исполнительной власти концепция системы финансирования продаж авиатех¬ники в России. Вопрос внедрения этой системы будет также рассмотрен в ходе подготовки и рассмотрения проекта государственной программы развития авиа-ционной промышленности до 2025 года.
Представление проекта указанной программы Пра¬вительству Российской Федерации планируется на II квартал 2011 года....
Авторские права на данный материал принадлежат «Минпромторг». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Апрель 17, 2024
Аэрофлот проведет специальные акции в день юбилея программы "Аэрофлот Бонус"
Апрель 17, 2024
Для экстенсивного развития предпосылок у нас уже не осталось
Апрель 18, 2024
Пассажиропоток авиакомпаний России в марте вырос на 6,8%
Апрель 18, 2024
ОДК подключит около полутысячи станков к промышленному интернету вещей в 2024 году