О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Ночной охотник" из Торжка

Воевать в любое время суток и независимо от погодных условий, легко поражая цели на максимальной дальности, и оставаться недосягаемым для противника. Все эти боевые качества реализуются в новом российском ударном вертолете Ми-28Н "Ночной охотник"

Воевать в любое время суток и независимо от погодных условий, легко поражая цели на максимальной дальности, и при этом оставаться недосягаемым для средств поражения противника. Все эти боевые качества сегодня реализуются в новом российском ударном вертолете Ми-28Н "Ночной охотник" (по натовской классификации "Havoc" - "Опустошитель"). "Известия" решили узнать, как российские летчики осваивают "охотника". В штабе ВВС на нашу просьбу ответили: "Поезжайте в Торжок и смотрите".

Некогда тихий купеческий Торжок для нашей армии место легендарное. Здесь расположен один из центров боевого применения авиации, в котором повышают свою квалификацию пилоты вертолетных эскадрилий. Летчиков, за плечами которых боевые действия в Таджикистане, Чечне, Судане, Чаде и Сьерра-Леоне, учат не только пилотировать винтокрылые машины на максимально допустимых режимах, но и грамотно применять их в бою. Сегодня центр готовит пилотов "Ночных охотников".

Ми-8 на максимальной скорости "идет", петляя вслед за руслом реки. Судя по приборам, под нами всего три метра высоты, и хотя кабина вертолета, в которой мы сидим с майором Рустамом Майдановым, всего лишь тренажер и наш полет виртуальный, то и дело начинает кружиться голова на виражах. Погружение в реальность полное. Тренажеров Ми-28Н пока в центре нет, поэтому "кружим" на Ми-8. Повернув за очередной выступ горы, мы выскакиваем на мост. Ручка управления идет чуть на себя, и вертолет легко перескакивает препятствие, сразу же набирая несколько десятков метров высоты. Ручка от себя - и мы круто уходим вниз к воде.

- Где летаем-то? - перекрывая шум мотора, спрашиваю летчика.

- Имеретинская бухта, Сочи, - не отрываясь от управления, кричит Рустам. - Наши ребята первое время все норовили вдоль побережья полетать, поглядеть санатории, в которых отдыхали. Не нарисовали...

- А Красная Поляна присутствует?

- Нет. На ее месте только горы.

- А в Грузию можно перелететь? - спрашиваю летчика.

- Пробовали, - улыбается он, - за Псоу (река, отделяющая Россию от Абхазии. - "Известия") снова Сочи начинается... и морем на него не выйти, оно бесконечно.

В подтверждение этих слов Рустам разворачивает вертолет от гор к морю, и мы неожиданно выскакиваем на стоящий у побережья авианесущий крейсер "Адмирал Кузнецов". Подлетаем к нему поближе, и, чтобы я получше рассмотрел авианосец, пилот делает эффектный разворот над его палубой, чуть не задев винтами за "припаркованные" Су-33. Обошлось. И мы снова уходим в горы стрелять по целям.

- Ми-28Н - очень приземистая машина, - делится впечатлениями о новом вертолете начальник отдела боевой подготовки центра полковник Андрей Попов.

За его плечами Таджикистан, вторая чеченская кампания и Сьерра-Леоне, где он летал на ударном Ми-24. Теперь набрал более 200 часов на новеньком Ми-28Н.

- Только на нем можно сделать разворот в 70 градусов, горку или пикирование на 60 градусов. И все это миллиметровыми изменениями положения ручки управления. Машина очень чувствительная и при этом устойчивая к боковому, встречному ветру. На Ми-24 всего этого не было, - рассказывает Попов.

Ми-28Н начали разрабатывать еще в 80-х годах прошлого века как наш ответ американскому AH-64 Longbow Apache. Однако из-за политических и экономических передряг эта машина попала в войска только в 2006 году. С 2008-го началось ее освоение пилотами-инструкторами в Торжке. В 2010 году армия получила полноценную эскадрилью "Ночных охотников". Сейчас формируется вторая. В Торжке по-настоящему горячие дни: войсковые учения с участием Ми-28Н сменяются учебными полетами, занятия на компьютерных тренажерах чередуются с "бумажной работой". Стол полковника Попова буквально завален записями и конспектами.

- Испытатель учит вертолет летать, - говорит полковник. - Мы - воевать. Наша задача все это превратить в боевые наставления для других летчиков.

"Наставления" Попов пишет, опираясь на личный опыт.

- Раньше мы считали Ми-28Н капризными машинами, - рассуждает он, потому что не умели их эксплуатировать. - Теперь уверены, что более совершенного вертолета не существует.

- Но ведь в прошлом году на учениях на Гороховецком полигоне во время практической стрельбы высокоточными ракетами один из ваших Ми-28Н упал, - пытаюсь поймать полковника. - Говорят, что в двигатели попал пороховой газ, оставленный ракетами...

- Вертолет, как ребенок, постоянно растет, - философски отвечает Попов. - Активная эксплуатация Ми-28Н конечно же выявляет какие-то недочеты. И очень хорошо, что промышленность очень чутко реагирует на наши предложения. Каждые полгода в вертолете что-то меняется, появляются новая аппаратура, оборудование.

Я, конечно, знал, что Андрей Попов как раз и был в том упавшем вертолете. Только благодаря конструкции машины - ударопоглощающим шасси и капсуле, в которой находятся пилоты, способной выдержать перегрузку в 15 g, - они и смогли выжить после падения. Как рассказал полковник, летчики тогда выбрались из аварийной машины даже без синяков. О том, почему произошла авария, промолчал. Наверное, вертолет действительно растет, как ребенок, и не стоит копаться в уже пройденных проблемах взросления. Тем более что эпизод, приведший к аварии, - это своего рода "фирменный прием" Ми-28Н: машина зависает на малой высоте и ведет огонь из всех видов оружия по противнику.

- С точки зрения дневного пилотирования машины ничего принципиально нового по сравнению, скажем, с Ми-24 мы не изобрели, - рассказывает Андрей Попов. - Но вот ночное применение Ми-28Н - это действительно новое в нашей боевой тактике. До Ми-28Н у нас ни один вертолет не мог самостоятельно вести полноценные ночные боевые действия.

По его словам, главная задача "Ночного охотника" - зависнуть на небольшой высоте ("где-нибудь за леском") и ждать целеуказания от наземных подразделений. Находясь в это время вне зоны непосредственных боевых действий. Получил "наводку" на цель - выскочил из засады, произвел пуск высокоточных ракет и снова ушел в укрытие. Все маневры на скоростях до 324 км в час и на высотах от пяти до 150 метров.

- Опыт современных военных конфликтов показал, что у вертолета есть всего 10 секунд на атаку цели, - рассказывает Попов. - Потом его обязательно собьют, даже несмотря на серьезное бронирование машины. Бортовое оборудование Ми-28Н гарантирует выполнение боевой задачи. При этом мне не приходится самому искать и классифицировать цель. Ее координаты мне передадут с земли или другого вертолета. Мне надо только совершить маневр и выстрелить, - говорит полковник Попов.

Когда смотришь на Ми-28Н снаружи и видишь большие винты, которыми скрепляли обшивку машины, сразу понимаешь, что создавали его не один десяток лет назад. Современные самолеты и вертолеты так не "клепают". Современность Ми-28Н конечно же внутри: жидкокристаллические дисплеи, радиолокационные станции и компьютеры, выполняющие большую часть сложной работы. Все это делает Ми-28Н единственным вертолетом в мире, способным как в ручном, так и в автоматическом режиме лететь на высоте от пяти метров с огибанием рельефа местности днем и ночью, в сложных метеоусловиях.

- Многие операции автоматизированные, - поясняет Попов. - Мне надо только поставить "маркер" на дисплее, показывающем цель. Компьютер сам рассчитает расстояние до нее, внесет поправки на ветер, погоду, проложит оптимальный маршрут выхода на цель с учетом рельефа местности.

За это на нем отвечает многофункциональная РЛС "Арбалет". Станция в автоматическом режиме предупреждает о препятствиях: отдельно стоящих деревьях и проводах линий электропередачи. Как говорят летчики, "Арбалет" видит даже отдельно стоящего человека ночью на дистанции в 500 метров, а рельеф местности просматривает на несколько десятков километров. В ночном полете летчик может использовать очки ночного видения и пилотажную тепловизионную станцию, которые дополнительно дают картинку в темноте как по курсу полета машины, так и в направлении поворота головы пилота.

- На учениях "Запад-2009", - вспоминает пилот, - нам пришлось работать во время дождя и сильного задымления целей. Прямая видимость не превышала 1,5 км. Но с помощью теле- и теплокамер мы смогли их обнаруживать на дистанциях в 3 км и поразить с помощью управляемых ракет. На Ми-24 такое было бы невозможно. С него стреляют только по целям в прямой видимости.

Полет в очках ночного видения для российских вертолетчиков - вещь новая. Собственно они и делают возможность скрытного ночного применения Ми-28Н основным козырем машины. Как говорит Попов, сегодня они учатся не только охотиться ночью, но и отрабатывают задачи по эвакуации раненых с переднего края. В весьма компактной машине есть маленький отсек, в котором при необходимости можно перевезти человека.

- Как же обеспечить скрытность, когда двигатели машины достаточно сильно ревут? - спрашиваю летчика.

- Вертолет так устроен, что пока его не видишь, - объясняет он, - совершенно невозможно понять, в какой стороне он находится. И тут как раз очень важно, что мы можем подходить к цели, укрываясь за складками местности. До последнего оставаясь незаметными для противника.

В современной войне, как говорят специалисты, все решает не количество, а качество вооружения. Судя по тому, как учатся применять Ми-28Н в Торжке, это именно так. В любом случае, российские ВВС получили один из самых современных вертолетов в мире....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка