Военно-промышленный курьер
25 января 2011, 10:18
"Гадюки", наследницы "Кобр"
Семейство американских винтокрылых машин "Кобра", ранее покинувшее армейскую авиацию, остается служить в Корпусе морской пехоты. Новая версия ударного AH-1 одобрена и будет приниматься на вооружение
В наступившем десятилетии этим вертолетам исполнится 50 лет. Совершив свой первый полет в 1967-м, трудяга геликоптер огневой поддержки AH-1 Cobra по-прежнему остается в строю. Сухопутные войска США уже отказались от него в пользу более "продвинутого" AH-64 Apache, а вот американские морпехи, полюбившие эту машину, ставят на вооружение новую ее модификацию - AH-1Z Viper ("Гадюка"), также получившую кличку Zulu Cobra (за букву, обозначающую модификацию).
Тяжелее, но эффективнее
Разработка "Гадюк", тогда еще носивших прозвище KingCobra, началась в 1996 году, когда Корпус морской пехоты принял программу модернизации вертолетного парка. Она предусматривала замену 180 винтокрылов AH-1W SuperCobra на AH-1Z (закупкой новых машин или переделкой имеющихся), а около сотни многоцелевых геликоптеров UH-1N - на UH-1Y Venom. Первый полет "Гадюка" совершила в декабре 2000 года и затем в течение десяти лет ее постепенно доводили до ума, пока наконец в декабре 2010-го руководство морпехов не решило окончательно принять вертолет на вооружение.
Масса винтокрыла изрядно возросла (8390 килограммов максимального взлетного веса против 6690 килограммов у "Суперкобры"). Во многом именно поэтому основным конструктивным отличием "Вайперов" является новый четырехлопастной композитный несущий винт, сменивший традиционного для семейства машин "Хью" двухлопастного предшественника, - тот исчерпал свои возможности для поддержания в воздухе все более тяжелеющих "Кобр". Также четырехлопастным стал и хвостовой винт. Полностью переведена на современную элементную базу авионика: аналоговые полетные приборы "Суперкобр" уступили место интегрированному комплексу управления с двумя многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями в каждой кабине.
С точки зрения тактических возможностей "Гадюки" отличаются от "Суперкобр" почти трехкратно увеличенным боевым радиусом (200 километров против 70) и возросшей скоростью. Состав собственно бортового вооружения практически не поменялся: те же "Хеллфайры", "Гидры", "Сайдармы" и "Сайдвиндеры". Однако новая прицельная система позволяет селектировать цели на дистанциях, превышающих радиус применения бортового оружия. Заодно радикально упростилось использование управляемых ракет - летчики "Суперкобр" постоянно жаловались на необходимость переключать для запуска "Хеллфайров" полсотни тумблеров в нужной последовательности.
Кроме того, на "Вайперов" установили-таки инфракрасную систему обзора передней полусферы FLIR, подобную той, которой оснащен AH-64 Apache. В свое время одной из основных претензий к "Суперкобрам" было отсутствие подобного оборудования. Добавился и нашлемный комплекс целеуказания Top Owl корпорации Thales, позволяющий выполнять боевые задачи в сложных погодных условиях, а также ночью.
В данный момент Корпус морской пехоты уже получил 11 таких вертолетов. Всего же к 2021 году командование Корпуса морской пехоты планирует иметь 189 "Гадюк": 58 новых винтокрылов плюс 131 переоборудованную и переоснащенную машину AH-1W SuperCobra из числа имеющихся в авиации КМП. Стоимость всей программы модернизации почти трех сотен "Суперкобр" и "Хью", а также закупок новых геликоптеров морпехами и ВМС США превысит 12 миллиардов долларов.
Что характерно, не забыт и принцип производственной экономии. Корпусные системы, БРЭО и двигательная установка "Гадюк" на 84 процента совместимы с уже упоминавшимися новейшими вертолетами боевого обеспечения UH-1Y, что значительно упростит техническое обслуживание.
Нужда заставила
Вопрос с непосредственной авиационной поддержкой у КМП стоит достаточно остро. Первоначально планировалось к 2010 году заменить часть выбывающих штурмовиков AV-8B Harrier II на разрабатываемые многоцелевые истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и посадкой. Однако затягивание сроков сдачи "молнии пятого поколения" и значительное удорожание ее разработки фактически лишают американскую морскую пехоту помощи ударами с воздуха. Неспешность замены "Харриеров" на новые машины (осторожно предполагают, что она начнется в 2013 году) возлагает на вертолеты КМП повышенную нагрузку.
В связи с этим модернизация "Суперкобр" до "Гадюк" помимо очевидного повышения боевых возможностей вертолетов огневой поддержки может рассматриваться как паллиативный выход из складывающегося тупика. Увеличенная дальность, радикально переработанная авионика и интегрированные системы управления вооружением позволят эффективнее подавлять противника, когда морские пехотинцы вступают с ним в непосредственное соприкосновение.
Тенденция к вымыванию из линейного состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52. Простые, привычные и надежные "Кобры" тоже стали таким оружием. Получив новые "глаза" и "уши", эти винтокрылы будут вполне готовы перевалить на шестой десяток беспорочной службы....
Авторские права на данный материал принадлежат «Военно-промышленный курьер». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Тбилисский международный аэропорт обслужил пятимиллионного пассажира
Декабрь 5, 2025
Аэропорт Астаны требовал суд признать своего давнего партнера недобросовестным
Декабрь 5, 2025
Беспилотники Геоскана для видеомониторинга приняты на службу МЧС России
Декабрь 5, 2025
Россия и Индия начали обсуждать совместное производство самолета Ил-114