О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Российская авиация 2010: события года

Рейтинг наиболее существенных событий в авиационной жизни России 2010 г. по версии экспертов журнала "Взлёт" и агентства "АвиаПорт"

В минувшем 2010 г. в отечественной авиации произошло немало важных событий. По традиции, в начале года мы вспоминаем самые значительные из них. В этот раз рейтинг важнейших авиационных событий мы составляли в партнерстве с экспертами ведущего отраслевого аналитического агентства "АвиаПорт". При этом мы решили изменить формат рейтинга, выделив десять отдельных номинаций, в каждой из которых определяются три наиболее важных события. Кроме того, в каждой номинации решено было назвать человека года, оказавшего наибольшее влияние на соответствующий сегмент рынка. Для большей объективности картины происходившего в отечественной авиации в 2010 г. не обошли мы стороной и очевидные неудачи.

Итак, предлагаем вниманию читателей рейтинг наиболее существенных событий в авиационной жизни России 2010 г. по версии экспертов журнала "Взлёт" и агентства "АвиаПорт".


АВИАПРОМЫШЛЕННОСТЬ

События года

1. Соглашение по СП "ОАК - Антонов"

27 октября 2010 г. в Киеве в присутствии Председателя Правительства РФ Владимира Путина и Премьер-министра Украины Николая Азарова, руководители российского ОАО "ОАК" и украинского ГАК "Антонов" заключили соглашение об учреждении совместного предприятия на основе ООО "Управляющая компания "ОАК - Гражданские самолеты". Ожидается, что в дальнейшем СП получит название "ОАК - Антонов" и будет заниматься координацией работ по продвижению на рынок совместной российско-украинской продукции, ценообразованию и послепродажному обслуживанию, а также подготовкой предложений по дальнейшей интеграции российской и украинской авиапромышленности.

2. Создание российско-индийского СП по программе МТА
9 сентября 2010 г. в Индии подписаны документы по созданию российско-индийского совместного предприятия по разработке и производству Многоцелевого транспортного самолета МТА грузоподъемностью 20 т. Участниками СП с российской стороны стали Объединенная авиастроительная корпорация и госкомпания "Рособоронэкспорт", с индийской - корпорация HAL. СП "МТА Лимитед" зарегистрировано в Бангалоре 1 декабря 2010 г. Межправительственное соглашение о совместной разработке и постройке самолета МТА было подписано еще в 2007 г. Оно предусматривает выпуск 205 самолетов на производственных мощностях в России и Индии.

3. Корпоративная реструктуризация ОАК
В 2010 г. в рамках мероприятий по корпоративной реструктуризации ОАК начато формирование трех новых бизнес-единиц: "ОАК - Боевые самолеты", "ОАК - Коммерческие самолеты" и "ОАК - Специальные самолеты". Дивизион "ОАК - Боевые самолеты" объединит в себе компании "Сухой", КнААПО, НАПО, РСК "МиГ", НАЗ "Сокол" и ЗАО "ГСС". Бизнес-единица "ОАК - Коммерческие самолеты" создается на базе корпорации "Иркут" с присоединением к ней УК "ОАК - ГС", "ОАК - ТС", АК им. С.В. Ильюшина, ВАСО и ЗАО "Авиастар-СП". Дивизион "ОАК - Специальные самолеты" объединит ОАО "Туполев", КАПО, ТАВИА и ТАНТК им. Г.М. Бериева.

Персона года: Федоров Алексей Иннокентьевич, президент, председатель правления ОАО "ОАК" (до февраля 2011 г.)
Один из наиболее успешных топ-менеджеров российского авиастроения последнего десятилетия, сумевший в свое время создать и вывести на принципиально новый уровень развития корпорацию "Иркут", а затем укрепить позиции на мировом рынке РСК "МиГ", Алексей Федоров в минувшем году возглавлял работы по развитию Объединенной авиастроительной корпорации. Под его руководством и при его непосредственном участии была начата корпоративная реструктуризация ОАК, велась серьезная работа по перевооружению авиастроительных заводов страны, освоению производства новой авиационной техники, развитию отношений с зарубежными партнерами.

Неудача года: Отсутствие роста в самолетостроении
2010 г., к сожалению, не принес давно уже ожидаемого роста производства отечественных гражданских самолетов: как и в 2009 г., предприятиям российской авиапромышленности удалось выпустить всего 12 новых пассажирских и транспортных самолетов, включая два опытных, а заказчикам были переданы лишь 10 лайнеров. Вместе с тем, в минувшем году произошел ряд событий, дающих повод надеяться, что ситуация начнет улучшаться с 2011 г.: начало расти производство Ан-148 на ВАСО, завершились сертификационные испытания и были выпущены первые серийные "Суперджеты", был построен и совершил первый полет головной модернизированный Ту-204СМ и т.д.

ВОЕННОЕ САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ

События года

1. Первый полет прототипа ПАК ФА

29 января 2010 г. с аэродрома входящего в состав компании "Сухой" Комсомольского-на-Амуре авиационного производственного объединения (КнААПО) впервые поднялся в воздух первый летный экземпляр истребителя пятого поколения ПАК ФА. С апреля машина проходит летные испытания в подмосковном Жуковском. Параллельно на предприятиях-смежниках выполнен большой объем работ по созданию и испытаниям бортовых систем и оборудования для ПАК ФА. В частности, в ОАО "НИИП им. В.В. Тихомирова" проведена лабораторная отработка и подготовлена к поставке компании "Сухой" для монтажа на третьем летном экземпляре Т-50 опытная БРЛС с АФАР.

2. МиГ-29К принят на вооружение ВМС Индии
19 февраля 2010 г. первая партия многоцелевых корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ в ходе церемонии на авиабазе "Ханса" (штат Гоа) была официально принята на вооружение ВМС Индии. 12 марта 2010 г., в ходе визита в Дели Председателя Правительства России Владимира Путина, переведен в твердый заказ опцион на 29 дополнительных истребителей МиГ-29К/КУБ, предусмотренный сделкой 2004 г. В результате, ВМС Индии получат в общей сложности 45 самолетов данного типа. В течение года Минобороны России проработан вопрос о включении в Государственную программу вооружений на период до 2020 г. Закупки партии истребителей МиГ-29К/КУБ для авиации ВМФ России.

3. Начато исполнение государственных контрактов на поставку новых боевых самолетов марки "Сухой"
28 декабря 2010 г. в липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС России с завода-изготовителя (ОАО "НАПО им. В.П. Чкалова") перебазированы первые четыре фронтовых бомбардировщика Су-34 в рамках пятилетнего контракта на 32 самолета данного типа. В сентябре 2010 г. на ОАО "КнААПО" изготовлен первый серийный двухместный истребитель Су-30М2. В течение года тем же предприятием велась постройка серийных многоцелевых истребителей Су-27СМ и первых серийных Су-35С для ВВС России по контрактам, заключенным в августе 2009 г.

Персона года: Погосян Михаил Асланович, генеральный директор ОАО "Компания "Сухой", ОАО "РСК "МиГ"
С именем Михаила Погосяна, возглавляющего обе ведущие российские компании по разработке и производству фронтовых боевых самолетов, а также являвшегося до февраля 2011 г. первым вице-президентом ОАК по координации программ, в 2010 г. непосредственно были связаны все основные успехи в области создания в России новых истребителей и фронтовых бомбардировщиков: начало испытаний ПАК ФА, постройка и поставка новых боевых самолетов "Су" и "МиГ". В феврале 2011 г. Михаил Погосян рекомендован для назначения на должность президента - председателя правления ОАО "ОАК".

Неудача года: Приостановка программы Ил-112В
Ил-112В в 2003 г. был выбран победителем тендера ВВС России на перспективный легкий (тактический) военно-транспортный самолет. Подготовка к постройке четырех опытных экземпляров Ил-112В и последующему серийному производству была начата на ВАСО, в 2010 г. на заводе велось изготовление первых прототипов с возможным выходом на испытания в 2011 г. Однако летом 2010 г. Минобороны России приняло решение приостановить постройку самолета и уточнить объемы финансирования программы. В настоящее время строительство Ил-112В не ведется. В этой связи вопрос, чем будут заменяться устаревающие самолеты Ан-26, до сих пор не решен.

ГРАЖДАНСКОЕ САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ

События года

1. Первый полет Ту-204СМ

29 декабря 2010 г. в Ульяновске поднялся в воздух первый образец модернизированного пассажирского самолета Ту-204СМ с двигателями ПС-90А2, новой ВСУ и модернизированной авионикой, обеспечивающей уменьшение численности экипажа до двух человек. На сборке на ЗАО "Авиастар-СП" в течение года находилось еще два аналогичных лайнера. Завершение сертификационных испытаний и получение сертификата типа намечено на конец 2011 г. В декабре 2010 г. достигнуто предварительное соглашение о заказе 44 самолетов Ту-204СМ лизинговой компанией ИФК для авиакомпании "Ред Вингс".

2. Построены первые серийные SSJ100
К концу 2010 г. в Комсомольске-на-Амуре собраны первые серийные региональные самолеты "Сухой Суперджет 100" для авиакомпаний "Армавиа" и "Аэрофлот". Головной серийный лайнер для "Армавиа" поднялся в первый полет 4 ноября 2010 г. К 31 декабря 2010 г. практически завершены сертификационные испытания, а портфель заказов от российских и зарубежных компаний достиг 155 самолетов. Сертификат типа выписан Авиарегистром МАК 28 января 2011 г. Передача первых серийных самолетов заказчикам намечена на март 2011 г. Всего в течение года планируется сдать в эксплуатацию не менее 12 серийных самолетов.

3. Расширение серийного производства Ан-148
29 ноября 2010 г. успешно завершен первый коммерческий контракт на поставку самолетов Ан-148 производства ОАО "ВАСО": ГТК "Россия" поставлен шестой лайнер данного типа. Всего в течение года в Воронеже изготовлено и поставлено по заказу лизинговой компании ИФК для ГТК "Россия" четыре Ан-148-100В, а также построены два Ан-148-100Е по первому экспортному контракту (для Минобороны Мьянмы). Осенью 2010 г. подписаны контракты на поставку десяти самолетов авиакомпании "Полет" (заказчик - "Сбербанк-лизинг") и двух - МЧС России. Портфель заказов на Ан-148 российской сборки по состоянию на 31 декабря 2010 г. оценен ОАК в 96 машин.

Персона года: Демченко Олег Федорович, президент ОАО "Корпорация "Иркут"
Олег Демченко, наряду с руководством корпорацией "Иркут" и ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева", является старшим вице-президентом ОАК по коммерческой авиации. В 2010 г. он возглавил советы директоров двух ведущих российских серийных авиастроительных заводов, специализирующихся на выпуске гражданской авиатехники - ЗАО "Авиастар-СП" и ОАО "ВАСО", которые войдут в состав создаваемого на базе корпорации "Иркут" дивизиона "ОАК - Коммерческие самолеты". Важным достижением года стало формирование стартового портфеля заказов на перспективный лайнер МС-21, инициатором создания которого является Олег Демченко.

Неудача года: Отсутствие новых заказов на Ту-204 и Ил-96
Заметной неудачей 2010-го стало то обстоятельство, что в течение года не удалось заключить ни одного нового твердого коммерческого контракта на пассажирские самолеты семейства Ту-204, Ту-214 и Ил-96, выпускаемых заводами "Авиастар", КАПО и ВАСО. Исключением являются только некоммерческие государственные контракты - на самолеты Ил-96-300ПУ, Ту-204-300 и Ту-214 от Управления делами Президента России и российских силовых ведомств. Основная надежда в этой области связывается с подготовкой контракта на поставку 44 самолетов Ту-204СМ лизинговой компании ИФК.

ВЕРТОЛЕТОСТРОЕНИЕ

События года

1. Рост поставок новых отечественных вертолетов российским заказчикам

9 сентября 2010 г. успешно завершилось выполнение крупнейшего за последние годы контракта на поставку отечественной коммерческой авиакомпании новых российских вертолетов: компания "ЮТэйр" приняла на входящем в холдинг "Вертолеты России" Улан-Удэнском авиационном заводе заключительный 40-й вертолет Ми-8АМТ (Ми-171) по контракту, заключенному в 2007 г. В течение года также осуществлялись другие поставки и были заключены новые контракты на вертолеты семейства Ми-8 (Ми-17, Ми-171) и Ка-32 для российских государственных и коммерческих заказчиков.

2. В войска поставлены первые серийные Ка-52
В декабре 2010 г. в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке поступили первые четыре серийных армейских боевых вертолета Ка-52 (разработка ОАО "Камов", производство ОАО "АК "Прогресс" им. Н.И. Сазыкина", холдинг "Вертолеты России"). Перед этим, в начале года, на государственные испытания вышли три аналогичные машины установочной партии. После планируемого на этот год завершения государственных совместных испытаний вертолет Ка-52 предполагается принять на вооружение ВВС России.

3. Начало испытаний второго экземпляра Ми-38
22 ноября 2010 г. в Казани состоялся первый полет по кругу второго опытного экземпляра перспективного среднего транспортного вертолета Ми-38. По сравнению с первым прототипом, проходившим испытания в 2003-2008 гг., второй Ми-38 воплотил в себя ряд конструктивных доработок и оснащен современным комплексом авионики производства компании "Транзас". В декабре вертолет передан МВЗ им. М.Л. Миля для проведения полного цикла летных испытаний. На сборке на КВЗ находится третий прототип Ми-38, который планируется оснастить новыми российскими двигателями ТВ7-117В. Сертификация и запуск Ми-38 в серийное производство планируется на 2013-2014 гг.

Персона года: Шибитов Андрей Борисович, зам. генерального директора ОАО "Вертолеты России"
Под руководством Андрея Шибитова, занимавшего в 2010 г. должности управляющего директора, а затем заместителя генерального директора по научно-технической политике и производству ОАО "Вертолеты России", сформирована и начала воплощаться в жизнь долгосрочная программа инновационного развития российского вертолетостроения. Программу решено осуществлять в два этапа. На первом этапе, в 2011-2013 гг., должны быть проведены НИОКР по новым конкурентоспособным проектам и технологиям, созданию инновационного прорывного продукта, а также проведена реконструкция и техническое перевооружение производственной базы.

Неудача года: Пробуксовка программы Ка-62
Несмотря на неоднократные заверения руководства холдинга "Вертолеты России" о сохранении в своем модельном ряду перспективного среднего многоцелевого транспортного вертолета Ка-62 взлетной массой 6,5 т, никаких новостей о программе, которая уже давно должна была выйти на этап сертификационных испытаний, в 2010 г. не появлялось. Кроме того, в 2010 г. было принято решение о сборке в России в специально строящемся для этого производственном центре в Подмосковье итальянских вертолетов AW139, находящихся в том же, что и Ка-62, классе.

ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЕ

События года

1. Сертификация двигателя SaM146 в EASA и АР МАК

23 июня 2010 г. Патрик Гуду, исполнительный директор Европейского агентства авиационной безопасности EASA, вручил генеральному директору компании "Пауэрджет" Жан-Полю Эбанга сертификат типа на двигатель SaM146. Он удостоверяет, что двигатель полностью соответствует требованиям безопасности, принятым в Евросоюзе. 13 августа 2010 г. SaM146 получил также Сертификат типа Авиарегистра Межгосударственного авиационного комитета. Таким образом, проведенная сертификация позволяет использовать двигатель SaM146 на самолетах, эксплуатирующихся в России, странах Европейского Союза и СНГ.

2. Начало испытаний газогенератора-демонстратора ПД-14
26 ноября 2010 г. в пермском ОАО "Авиадвигатель" успешно произведен первый запуск и начаты испытания газогенератора-демонстратора для перспективного семейства авиадвигателей ПД-14 и промышленных газотурбинных установок. Постройка двигателя-демонстратора запланирована на апрель 2012 г. Сертификация базового двигателя ПД-14 ожидается в 2014-2015 гг. Стоимость программы оценивается в 70 млрд рублей, что делает этот проект самым масштабным в постсоветской истории гражданского авиадвигателестроения.

3. Летные испытания двигателя первого этапа для ПАК ФА
21 января 2010 г. в Жуковском состоялся первый полет летающей лаборатории Су-27М, у которой один двигатель был заменен новым - изд.117, разработанным НПО "Сатурн" как двигатель первого этапа для Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации ПАК ФА. Полет длился 45 минут и прошел успешно. Ранее были завершены наземные тесты, проведен комплекс специальных и ресурсных испытаний. А уже 29 января в Комсомольске-на-Амуре состоялся первый 47-минутный полет опытного ПАК ФА с двумя такими двигателями.

Персона года: Иноземцев Александр Александрович, управляющий директор - генеральный конструктор ОАО "Авиадвигатель"
Александр Иноземцев сегодня остается единственным в отечественном двигателестроении генеральным конструктором "старой закалки" - еще в 1983 г. он занял пост первого заместителя руководителя Пермского моторостроительного КБ. Однако именно с его именем сегодня связан наиболее прогрессивный и амбициозный проект в российском гражданском авиамоторостроении - создание семейства двигателей ПД-14 для перспективных пассажирских и транспортных самолетов, прошедший в 2010 г. важный этап - начало стендовых испытаний демонстрационного газогенератора.

Неудача года: Уход Юрия Елисеева с поста генерального директора ММПП "Салют"
Генеральный директор ФГУП "ММПП "Салют" Юрий Елисеев написал заявление об увольнении по собственному желанию с 13 ноября 2010 г. На этом посту - в силу объективных причин - он не смог исполнить Указ Президента Российской Федерации "О федеральном государственном унитарном предприятии "Научно-производственный центр газотурбостроения "Салют", зато сумел сохранить конструкторский, производственный и кадровый потенциал "Салюта", развить кооперационные связи с моторостроителями Украины и разработать программу поэтапной модернизации выпускаемых двигателей для боевой авиации.

ВОЕННАЯ АВИАЦИЯ

События года

1. ВВС России получили первые Як-130

В течение февраля-апреля 2010 г. в состав липецкого Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС России поступили первые четыре серийные учебно-боевые самолета нового поколения Як-130 производства ОАО "НАЗ "Сокол" (разработчик - ОАО "ОКБ им. А.С. Яковлева", корпорация "Иркут"). В мае все они приняли участие в проведении Парада Победы в Москве. В 2011 г. ожидается поступление Як-130 в краснодарское летное училище и начало подготовки на них будущих пилотов ВВС России.

2. Первые поставки ВВС учебных вертолетов "Ансат-У"
В течение года ВВС России переданы первые серийные учебно-тренировочные вертолеты "Ансат-У" разработки и производства ОАО "Казанский вертолетный завод": весной 2010 г. первые три вертолета поступили в Центр боевой подготовки и переучивания летного состава Армейской авиации в Торжке, а в октябре еще пять машин поступило в Сызранский филиал Военного учебного научного центра ВВС "Военно-воздушная академия" (Сызранское высшее военное училище летчиков). Ожидается, что в 2011 г. на "Ансатах", которые будут приходить на смену устаревшим Ми-2, начнется подготовка пилотов вертолетов для ВВС России.

3. Увеличение поставок в войска новых вертолетов Ми-28Н и Ми-8
В октябре 2010 г. началось перевооружение новыми армейскими боевыми вертолетами Ми-28Н (разработан ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля", производится ОАО "Роствертол") второй эскадрильи ВВС России - всего в течение года подразделениям ВВС на авиабазах в Буденновске и Кореновске поставлено более десяти новых Ми-28Н. Кроме того, российским Вооруженным Силам и другим силовым ведомствам в течение года передано несколько десятков новых транспортно-десантных и транспортно-боевых вертолетов Ми-8АМТШ (ОАО "Улан-Удэнский авиационный завод") и Ми-8МТВ-5 (ОАО "КВЗ").

Персона года: Харчевский Александр Николаевич, Начальник липецкого ЦБП и ПЛС ВВС России генерал-майор
Под руководством генерал-майора Харчевского, возглавляющего липецкий Центр боевого применения и переучивания летного состава ВВС России с 1997 г., в прошлом году продолжилось освоение современной авиационной техники, в частности поступивших в ЦБП новых самолетов Су-34, Як-130, МиГ-29СМТ. В течение года под командование начальника липецкого Центра, имеющего собственную пилотажную группу "Соколы России", передан Центр показов авиационной техники в Кубинке с авиационными группами высшего пилотажа "Русские Витязи" и "Стрижи".

Неудача года: Негативные последствия ряда решений по реформированию ВВС
В процессе изменения организационной структуры ВВС в ходе реформирования Вооруженных Сил России в целях придания им "нового облика" принят ряд не вполне обоснованных решений по расформированию или реорганизации некоторых частей, передислокации на неподготовленные места базирования, что порой вызывало обострение социальной напряженности в гарнизонах, угрозу снижения боеготовности из-за возможного увольнения квалифицированного личного состава, утрату исторических традиций, наград и Боевого Знамени частей.

КОНТРАКТЫ И ЗАКАЗЫ

События года

1. Первые заказы на поставку самолетов семейства МС-21

В июле 2010 г., в ходе авиасалона в Фарнборо, заключены первые контракты и соглашения на поставку начиная с 2016 г. в общей сложности 140 перспективных ближне-среднемагистральных пассажирских самолетов МС-21, включая стартовый твердый контракт с малайзийской компанией "Креком Бурж". В сентябре в ходе работы инвестиционного форума "Сочи-2010" подписано соглашение о поставке 50 самолетов МС-21 госкорпорации "Ростехнологии". Таким образом, портфель заказов на МС-21 достиг 190 самолетов.

2. Контракт на разработку российско-индийского истребителя пятого поколения
21 декабря 2010 г. в Дели госкомпанией "Рособоронэкспорт" и индийской корпорацией HAL подписан контракт на совместную разработку эскизно-технического проекта Перспективного многоцелевого истребителя (ПМИ), в основу которого будет положен опыт компании "Сухой" по созданию самолета ПАК ФА. Он стал первым в череде будущих контрактов, охватывающих все этапы разработки ПМИ и его модификаций, серийного производства, маркетинга, возможных поставок в третьи страны и сопровождения в эксплуатации. ВВС Индии начиная с 2017-2020 гг. планируют получить 200-250 самолетов ПМИ.

3 Контракт на поставку 50 самолетов "Боинг" 737 госкорпорации "Ростехнологии"
В августе 2009 г. в ходе авиасалона МАКС-2009 госкорпорация "Ростехнологии" объявила о проведении тендера на приобретение 50 узкофюзеляжных лайнеров с опционом еще на 15 машин. Запрос на поставку был передан представителям ОАК, компаний "Эрбас" и "Боинг". 31 мая 2010 г. были подведены итоги тендера, победителем признана компания "Боинг". В сентябре 2010 г. подписан твердый контракт, который предусматривает поставку 25 самолетов модели 737-800, 15 - модели 737-700 и 10 - модели 737-900LR с опционом еще на 35 лайнеров. Стоимость заказа составила 3,7 млрд долл. по каталожным ценам.

Персона года: Рубцов Александр Иванович, генеральный директор ОАО "Ильюшин Финанс Ко."
2010-й стал для ИФК годом покупок и формирования задела. На авиасалоне в Фарнборо компания подписала контракты и протоколы о намерениях на приобретение 70 самолетов. Среди них - 20 региональных Ан-158 и 50 перспективных ближне-среднемагистральных МС-21. Поставки оказались скромнее: в 2010 г. ИФК передала заказчикам четыре самолета Ан-148 (для ГТК "Россия"), три Ту-214 (приобретены на рынке и переданы "Трансаэро") и один Ту-204-100В (поставлен на экспорт). Но главный итог года заключается в том, что Александру Рубцову удалось подтвердить жизнеспособность программы Ан-148 и удержать от сворачивания проект Ту-204СМ.

Неудача года: Срыв ожидаемых сделок на поставку Ту-204СМ в Иран и авиакомпании "Атлант-Союз"
Как ожидалось, стартовым получателем Ту-204СМ станет иранская компания "Иран Эйр Тур", заключившая сделку с ИФК на поставку пяти машин. Однако в апреле 2010 г. американская "Пратт-Уитни", акционер ОАО "ПМЗ", уведомила партнера о невозможности поставки самолетов с двигателями ПС-90А2 в Иран. После этого стартовым заказчиком стала рассматриваться авиакомпания "Атлант-Союз", о соглашении на поставку 15 самолетов Ту-204СМ которой стало известно на МАКС-2009. Однако за 2010 г. твердый контракт подписан так и не был. Более того, переименованная в "Москву" авиакомпания потеряла поддержку правительства Москвы и вскоре прекратила полеты.

АВИАКОМПАНИИ

События года

1. Вступление авиакомпаний "Сибирь" и "Глобус" в глобальный альянс Oneworld

15 ноября 2010 г. авиакомпания "Сибирь" (S7) и аффилированная с ней "Глобус" стали полноправными членами международного альянса авиакомпаний Oneworld. Переговоры о вступлении в альянс велись с июня 2007 г. Интеграция позволила увеличить маршрутную сеть партнеров до 570 пунктов в 150 странах. "Сибирь" стала второй российской авиакомпанией, вступившей в международный авиаальянс. В 2006 г. "Аэрофлот", крупнейший перевозчик России, стал членом альянса SkyTeam.

2. Динамичное пополнение парка "Трансаэро" широкофюзеляжными лайнерами
Парк воздушных судов "Трансаэро" в 2010 г. пополнился 12 самолетами, в т.ч. лайнером "Боинг" 747-400, впервые в истории гражданской авиации России имеющим вместимость более 500 кресел. Флот "Трансаэро" достиг 57 бортов, среди них 14 широкофюзеляжных "Боинг" 747, восемь "Боинг" 777 и 12 "Боинг" 767, что делает перевозчика крупнейшим игроком в Восточной Европе и СНГ в сегменте дальнемагистральных лайнеров. Увеличение парка широкофюзеляжных самолетов - важнейший фактор, позволивший компании увеличить пассажирооборот на 40%.

3. Стремительный рост перевозок низкобюджетной авиакомпании "Авианова"
Авиакомпания "Авианова" начала полеты по четырем направлениям в конце августа 2009 г., имея в парке два самолета и предложив фирменный тариф 250 рублей - самый низкий на рынке. По итогам первого года операционной деятельности "Авианова" перевезла 900 тыс. пассажиров, а всего за 2010 г. услугами перевозчика воспользовалось 1 млн 330 тыс. человек. Сейчас в парке компании пять самолетов A320, а маршрутная сеть включает более 20 направлений. Планы на 2011 г. - перевезти 2,5 млн человек, а до 2014-2015 гг. расширить авиапарк до 45-50 воздушных судов.

Персона года: Савельев Виталий Геннадьевич, генеральный директор ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии"
В карьере Виталия Савельева "Аэрофлот" - не самая крупнейшая компания, но для российского национального перевозчика это первый прецедент, когда авиакомпанию возглавил экс-банкир и экс-замминистра, не имеющий специального авиационного образования. С новым директором "Аэрофлот" смог избежать появления потенциального конкурента "Росавиа", стал стремительно набирать финансовую высоту, попутно переориентируясь на премиум-сегмент, что вызвало оптимизм инвесторов. Но декабрьский "ледяной дождь" выбил из команды Виталия Савельева трех топ-менеджеров. Главным испытанием 2011 г. станет интеграция в группу "Аэрофлот" шести новых авиаперевозчиков.

Неудача года: Бесславное сворачивание проекта создания авиакомпании "Росавиа"
Планы о создании конкурента "Аэрофлоту" под крылом госкорпорации "Ростехнологии" на базе AiRUnion были развеяны после банкротства авиакомпаний альянса в 2008 г. Однако в недрах "Ростехнологий" родилась идея о формировании нового игрока на платформе авиакомпании "Атлант-Союз" и ряда госкомпаний. Формирование "Росавиа" буксовало весь 2009 г., а в январе 2010 г. министр транспорта Игорь Левитин предложил передать государственные авиаактивы "Аэрофлоту". 1 февраля этот план поддержал Председатель Правительства Владимир Путин. 14 сентября 2010 г. авиакомпания "Росавиа" подала заявление в Арбитражный суд Москвы о банкротстве.

АЭРОПОРТЫ

События года

1. Открытие нового международного терминала "А" аэропорта "Внуково"

6 июня 2010 г. началась тестовая эксплуатация нового терминала "А" в аэропорту "Внуково". Площадь первого пускового комплекса составляет 174 тыс. кв. м, пропускная способность - 2,8 тыс. пассажиров в час. Общая стоимость строительства и оборудования первой очереди нового пассажирского терминала составила 39 млрд рублей. Вторая очередь терминала планируется к запуску в конце 2011 г. Новый пассажирский терминал будет иметь общую площадь 250 тыс. кв. м и пропускную способность 7,8 тыс. пассажиров в час. С полным вводом терминала пропускная способность "Внуково" возрастет до 20 млн пассажиров в год.

2. Открытие нового аэропорта в Геленджике
29 мая 2010 г. начал принимать рейсы аэропорт "Геленджик". Официальное открытие аэропорта состоялось 5 июня. Реконструкция аэропорта "Геленджик" была начата в 2005 г. Всего за пять лет объем капиталовложений в строительство аэродромной инфраструктуры аэропорта из средств федерального бюджета составил 5,86 млрд рублей. Около 1,4 млрд рублей инвестировал "Базэл аэро". Пропускная способность временного терминала составляет 140 пассажиров в час, в перспективе ее планируется довести до 600 пассажиров в час и 500 тыс. человек в год.

3. Открытие второй взлетно-посадочной полосы в "Толмачево"
25 сентября 2010 г. новосибирский аэропорт "Толмачево" ввел в эксплуатацию вторую взлетно-посадочную полосу (ВПП-2). Полоса сертифицирована по II категории ИКАО. Завершение долгостроя, начатого еще во времена СССР, обошлось федеральному бюджету в 3 млрд рублей, еще 1,5 млрд инвестировали компании-партнеры и ОАО "Аэропорт "Толмачево". Первая ВПП в дальнейшем может быть реконструирована, однако Министерство транспорта рассматривает возможность строительства в "Толмачево" третьей полосы.

Персона года: Василенко Михаил Михайлович, генеральный директор ОАО "Международный аэропорт Шереметьево"
Михаил Василенко в 2010 г. отметил 50-летний юбилей, был награжден Орденом Почёта и первым среди руководителей российских аэропортов завел собственный блог. Интернет-активность директора аэропорта помогла урегулировать ситуацию с ремонтом путепровода на Ленинградском шоссе, из-за которого пассажиры аэропорта по нескольку часов проводили в пробках. А в декабре 2010 г. первая запись после начала "ледяного дождя" появилась в блоге через два дня - все же, первым делом работа аэропорта.

Неудача года: Предновогодний коллапс в столичных аэропортах, вызванный "ледяным дождем"
25-26 декабря 2010 г. в Московской области прошел "ледяной дождь", в результате чего было прекращено энергоснабжение аэропорта "Домодедово", возникли сбои в работе авиакомпании "Аэрофлот - Российские авиалинии", тысячи пассажиров столкнулись с длительными задержками рейсов. Неготовность противостоять натиску стихии привела к отставке директора аэропортового комплекса "Домодедово" Вячеслава Некрасова. Другие кадровые выводы в аэропортах не сделаны, однако по поручению главы Правительства Владимира Путина образована комиссия по проверке деятельности работы авиационного комплекса.

ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ

События года

1. Совершение сделки по приобретению компанией S7 Engineering компании "Домодедово Техник"

В конце 2010 г. стало известно о совершении сделки по продаже компании по техническому обслуживанию и ремонту "Домодедово Техник", покупателем стала компания S7 Engineering. В том же 2010 г. S7 Engineering открыла линейную станцию технического обслуживания в С.-Петербурге и создала филиал в Кавказских Минеральных Водах на базе Завода №411 гражданской авиации. Таким образом, группа S7, в которую также входит и новосибирская "Сибирь Техник", становится крупнейшим игроком на российском рынке ТОиР.

2. Разворачивание системы поддержания летной годности отечественных самолетов компанией "ИФК Техник"
"ИФК Техник" и "Ильюшин Финанс Ко." подписали соглашение с Институтом гражданской авиации Кубы и авиакомпанией "Кубана" о создании на Кубе центров по ремонту и восстановлению самолетов российского производства, эксплуатируемых в Латинской Америке. Создание этой системы можно рассматривать как подготовку к проведению аналогичной работы в России, тем более, что ИФК и "ИФК Техник", как ожидается, будут нести ответственность за поддержку Ту-204СМ, поставляемых авиакомпании "Ред Вингс".

3. Расширение масштабов бизнеса ТОиР компанией "ЮТэйр-Инжиниринг"
Компания "ЮТэйр-Инжиниринг" в мае 2010 г. получила сертификат как официальный Центр по техническому обслуживанию вертолетов производства компании "Еврокоптер". Сертификат позволяет осуществлять работы на AS350, AS355N, Bo105, в планах - освоение EC130, EC135, EC145 и EC175. Ранее компания освоила ремонт практиче...
Авторские права на данный материал принадлежат «Взлёт». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка