О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Россия открывает небо иностранцам

Ради усиления конкуренции планируется впустить на рынок внутренних пассажирских авиаперевозок зарубежные компании

В Государственную Думу направлен законопроект, разрешающий иностранным компаниям осуществлять пассажирские перевозки на внутренних российских линиях.

Выход зарубежных перевозчиков, по мнению авторов законопроекта, имеет смысл, если спрос на авиабилеты превышает предложение - то есть, российские компании не могут сами обслуживать какие-то внутренние маршруты.

Предложенные в законопроекте изменения в законы "О защите конкуренции" и "О естественных монополиях" также предполагают ограничить долю какой-либо авиакомпании на внутреннем рынке - не более 25%. То есть ни один авиаперевозчик ( в том числе и крупнейшие российские компании) не смогут на внутренних линиях перевозить более чем 25 % пассажиров.

Отдельное оговаривается в обязанности ФАС разработать общую для всех авиакомпаний методику формирования цен на авиабилеты. Также антимонопольное ведомство сможет вносить в органы сертификации гражданских аэропортов предложения о введении специальной системы сертификации регионального аэродромного обслуживания и гражданских аэропортов субъектов РФ, отличающейся от требований, предъявляемым к крупным гражданским аэропортам.

Автор законопроекта - заместитель руководителя Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Андрей Голушко считает, что отсутствие необходимой нормативной базы в области авиационного бизнеса приводит к "нездоровому конкурентному рынку в области внутренних перевозок". "На внутренних направлениях, где была лишь одна авиакомпания, цены за прошлый год выросли на 50%, а где присутствовало несколько - на 8%".

На сегодняшний день ни один из отечественных авиаперевозчиков и близко не подошел к уровню 25% от внутреннего рынка. На долю "Аэрофлота" приходится около 15% внутрироссийских перевозок, на втором месте "UTair" с 13% рынка, на третьем - "Сибирь" 12,5%.

В прошлом году глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что Федеральная антимонопольная служба РФ провела проверку и выявила ряд вероятных нарушений, касающихся формирования тарифа на авиабилеты. В частности, служба выявила тенденцию к увеличению тарифа по мере приближения даты использования авиабилета.

По его словам, ФАС России следит за авиакомпаниями, которым запрещено использовать цены для увеличения рентабельности выше установленного законом процента, но многие авиакомпании находят лазейки в законодательстве, либо рассчитывают на невнимательность антимонопольной службы.

В то же время заместитель главы ведомства Анатолий Голомолзин сообщил, что большинство маршрутов в стране обслуживают одна-две авиакомпании, при этом цены на ряде маршрутов выросли за два года на 30%. "Конкуренцию надо развивать, например, открыть закрытые в предыдущие годы малые и средние аэропорты и отдать их в управление частным инвесторам", - отметил он.

Оценивая последствия принятия законопроекта в его нынешнем виде в руководстве "Аэрофлота" уверены, что допуск зарубежных компаний на внутренние линии угрожает проекту создания "глобального российского перевозчика". "Для сравнения крупнейшие национальные перевозчики Германии и Франции Lufthansa и Air France в своих странах они занимают до 60% рынка авиаперевозок, но никто не берется утверждать, что во Франции или Германии нет свободной конкуренции", - отмечают в "Аэрофлоте". Ранее генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев заявил: "Быть первым в Европе невозможно, не став первым у себя на родине, то есть в России. Поэтому наша основная задача - закрепить этот успех и стать первыми в России".

Руководитель пресс-службы дискаунтера Sky Express Виталий Коренюгин предположил, что введение планки в 25% от рынка найдет отклик у небольших авиакомпаний, которые "ведут неравный бой с базовыми перевозчиками, занимающих доминирующее положение на некоторых линиях". Если законопроект будет принят, это скажется на тарифной политике авиакомпаний, позволит на некоторые направления выйти новым перевозчикам, и, в итоге, в выигрыше по ценам останется пассажир.

По оценке Министерства транспорта, рынок внутрирегиональных перевозок нельзя назвать перенасыщенным и в связи с этим имеет смысл снимать ограничения для его развития. Но специфика авиаперевозок такова, что введение порога доминирования никак не повлияет на снижение стоимости билетов. Чтобы повысить спрос на внутрирегиональных рейсах, надо либо поднимать доходы населения, либо развивать льготные перевозки, субсидируя их из государственной казны.

Для повышения интереса отечественных авиакомпаний к развитию внутренних маршрутов нужно дать им субсидии на оплату аэропорту и авианавигационных сборов, привлекать население и авиакомпании не экономическим запретом, а "пряником". Сейчас, как свидетельствует статистика Росавиации, на этих направлениях нет больших потоков пассажиров, самолеты маленькие и в связи с этим высока себестоимость перевозок. Рентабельность же авиакомпаний даже одних из крупнейших в мире в среднем составляет не более 2%.

Глава аналитического агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев отметил, что экономические ограничения на перевозки внутри страны были бы эффективными, если бы показатели рентабельности были бы выше 10%. Появление других перевозчиков на тех же самых линиях только ухудшает ситуацию. И, в конечном счете, сказывается на обслуживании пассажиров....
Авторские права на данный материал принадлежат «Гудок». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка