О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Юбилей легендарного вертолета

50 лет назад 24 июня 1961 года впервые оторвался от земли первый опытный образец вертолета Ми-8, который впоследствии станет самым массовым и востребованным вертолетом, как в России, так и за рубежом

50 лет назад 24 июня 1961 года впервые оторвался от земли первый опытный образец вертолета Ми-8, который впоследствии станет самым массовым и востребованным вертолетом, как в России, так и за рубежом.

Ми-8 гражданского и военного назначений оказался самым массовым и востребованным вертолетом планеты за всю историю отечественного вертолетостроения и доказал свою необходимость и востребованность при выполнении операций различной степени сложности.

За 50 лет существования создано более 130 модификаций легендарного винтокрылого летательного аппарата.

Вертолеты семейства Ми-8 видели многие локальные конфликты, спасали тысячи человеческих жизней; переносили резкие перепады температур, суровые морозы и катастрофическую жару, тропические дожди и пыль пустынь. "Восьмерки" поднимались высоко в горы и летали на предельно малых высотах, приземлялись в труднодоступных местах базировался вне аэродромов при минимальном техническом обсуживании.

Базовый вертолет стал стартовой площадкой для уникальной в дальнейшем разработки вертолета-"амфибии" Ми-14.

Созданный в середине прошлого века вертолет Ми-8, и по сегодняшний день подтверждает необходимость в технике подобного рода, и еще многие годы будет востребован и конкурентоспособен на мировом рынке.

50 лет значительная дата для наисложнейших винтокрылых летательных аппаратов. Специалисты Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля совместно с коллегами из Улан-Удэ и Казани продолжают совершенствовать вертолеты семейства Ми-8. Сегодня головной разработчик вертолетов марки "Ми" и серийные заводы входят в единую структуру - холдинг "Вертолеты России".

Вертолеты Ми-171, Ми-172, Ми-8МТВ-1, Ми-8МТВ-2, Ми-8МТВ-5 и другие, гражданского и военного назначения летают во многих регионах планеты. Они тушат пожары, работают в нефтегазовом и строительном секторах, и, конечно, выполняют миссии силовых структур различных государств. Первые лица страны летают на вертолетах-салонах типа Ми-8.

По числу модификаций Ми-8 является мировым рекордсменом. Более 12 000 машин построено за полвека на серийных заводах в Улан-Удэ и Казани. Компании операторы, авиаперевозчики также отдают предпочтение семейству вертолетов среднего весового сегмента Ми-8.

На сегодняшний день, команда инженеров-конструкторов головного разработчика вертолетов марки "Ми" ОАО "МВЗ им. М.Л. Миля", в современном цифровом формате трудятся над новой версией вертолета. Определен технический облик модернизированного варианта. Вертолет Ми-171А2 разрабатывается на базе вертолета Ми-171, и в перспективе, должен стать достойным продолжением семейства вертолетов Ми-8. Планируется, что вертолеты этого типа будут оснащены новой авионикой; в конструкции аппарата предполагается использование композиционных материалов, что делает машину гораздо легче; модернизированы все основные системы и агрегаты, повышены летные и технические характеристики вертолета. Более 80 нововведений предусмотрено в будущей машине. Экипаж будет сокращен до двух человек, что существенно скажется на экономической эффективности.

Историческая справка

Как все начиналось


Наверное, нет в мире вертолета, у которого была бы такая богатая история и столь непредсказуемая судьба, как у "восьмерки".

Никто в руководстве СССР не хотел вторгаться в уже налаженное производство зарекомендовавших себя вертолетов Ми-1, Ми-4 и Ми-6. Но коллектив ОКБ М.Л. Миля не мог останавливаться на достигнутом, и под предлогом глубокой модернизации вертолета Ми-4, приступил к созданию новой машины, которая впоследствии станет знаменитой, легендарной "восьмеркой".

В пятидесятые годы двадцатого века, руководство Министерства гражданской авиации СССР первым проявило интерес к новому вертолету, и 20 февраля 1958 г. Совет Министров СССР принял постановление о разработке вертолета В-8 грузоподъемностью 1,5 - 2 т. Через некоторое время, проект В-8 поддержало командование Советских ВВС, и в 1959 г. на Московском вертолетном заводе приступили к проектированию нового вертолета. Разработкой В-8 руководил заместитель главного конструктора

В. А. Кузнецов, ведущим конструктором был назначен Г. В. Ремезов, в дальнейшем - В. А. Никифоров.

С момента начала проектирования предлагалось создать, несколько вариантов вертолета: пассажирский, транспортно-десантный, вооруженную и противолодочную модификации, а также вертолет-салон - в качестве престижного транспортного средства для советского правительства.

Усовершенствованны были все основные системы и агрегаты вертолета. В результате, глубокая модернизация Ми-4 постепенно превращалась в принципиально новый перспективный вертолет.

Однодвигательный В-8 первый раз оторвался от земли 24 июня 1961 г. под управлением летчика-испытателя Б. В. Земскова. Заводские испытания проходили успешно. Сразу стало ясно, что машина удалась, но ставка была сделана на двухмоторный вариант, который через некоторое время и пошел в серию. В-8 использовался преимущественно для демонстрации. Уже через две недели после первого полета, 9 июля, вертолет участвовал в показе новой техники и воздушном параде в Тушино, а затем экспонировался на ВДНХ. Везде новая винтокрылая машина вызывала большой интерес.

Н.С. Хрущев отслеживал новинки авиационной промышленности, что, несомненно, помогло усилить государственную поддержку программы замены "воздушного извозчика" Ми-4. Согласно основной концепции создания вертолета с газотурбинным двигателем АИ-24В (главный конструктор - А.Г. Ивченко) вертолет Ми-8 должен был заменить вертолет Ми-4 с поршневым двигателем АШ-82.

В декабре 1961 г. первый В-8 был представлен на совместные государственные испытания, но в качестве прототипа будущих серийных машин рассматривался недолго и с 1963 г. использовался только в роли испытательного стенда.

Учитывая существенные недостатки двигателя АИ-24В - высокий удельный расход топлива и большой вес, которые резко снижали характеристики вертолета В-8 по сравнению с зарубежными вертолетами этого класса (S-60, S-61, SA-321, V-107), а также необходимость в повышении безопасности полетов, руководителями проекта было принято решение о создании на базе В-8 вертолета с двумя двигателями. В ОКБ № 329 было изготовлено пять фюзеляжей для В-8.

Первый вертолет В-8 был представлен на испытания в пассажирском варианте. Для того времени в комфортабельном салоне располагались 18 пассажирских мест. Вертолет мог преодолевать маршрут в 450 км. Для полетов на более короткие расстояния ОКБ М. Л. Миля разработало вариант на 23 пассажира, а в десантном варианте, создаваемом для силовых структур, по бортам грузопассажирской кабины предусматривались сиденья для 14 вооруженных солдат. Также вертолет можно было легко переоборудовать и в санитарный вариант для перевозки 12 раненых на носилках с сопровождающим медработником. Другие переоборудования В-8 состоялись, но уже при разработке двухдвигательного варианта Ми-8, который станет впоследствии серийным вертолетом и будет служить людям на протяжении многих десятилетий.

В результате, вертолет Ми-8 превзошел вертолет Ми-4: по грузоподъемности - в 2,5 раза, по скорости - в 1,5 раза, по транспортной эффективности - более чем в 3 раза и составил весомую конкуренцию вертолетам подобного класса на мировом авиационном рынке.

В 1965 году после показа на выставке в Ле-Бурже, на универсальную "милевскую" машину стали поступать заказы, и вертолеты Ми-8 (Ми-17 - экспортная версия ) узнал весь мир....
Авторские права на данный материал принадлежат «АО "НЦВ Миль и Камов"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка