О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Airbus A350: работа продолжается

Несколько последних недель особое внимание мировых СМИ было приковано к новому проекту компании Airbus по строительству широкофюзеляжного самолета A350, который должен стать конкурентом лайнеров Boeing 777 и 787 Dreamliner

Несколько последних недель особое внимание мировых СМИ было приковано к новому проекту компании Airbus по строительству широкофюзеляжного самолета A350, который должен стать конкурентом лайнеров Boeing 777 и 787 Dreamliner. Главной новостью месяца, конечно же, стало заявление концерна Airbus о задержке с выходом в эксплуатацию двух моделей семейства A350.

Задержки коснулись модели A350-1000 (350 мест), ввод в эксплуатацию которой был перенесен с 2015 г. на середину 2017 г., и A350-800, поставки которой начнутся в середине 2016 г., а не в 2014 г., как планировалось ранее. В то же время запуск версии A350-900 по-прежнему запланирован на вторую половину 2013 г.

По словам руководства европейского авиаконцерна, в первую очередь, такое решение было продиктовано пожеланиями клиентов, многие из которых решили обменять заказанные A350-800 на модель A350-900, что побудило Airbus сосредоточить свои усилия именно на этом лайнере. Что касается версии A350-1000, то здесь задержки в основном связаны с производственным процессом.

Также стало известно о том, что компания Rolls-Royce, ставшая единственным поставщиком двигателей для лайнеров A350, решила увеличить тягу своих силовых установок Trent XWB, которые предназначены для установки на самолетах A350-1000. Увеличение мощности двигателей на 22 кН планируется достичь за счет использования новых технологий в конструкции турбин, увеличения размера внутреннего контура двигателя и улучшения аэродинамических характеристик лопаток турбины. В свою очередь, такая модернизации позволит Airbus увеличить дальность полета лайнеров A350-1000 на 720 км или же повысить их полезную нагрузку на 4,5 т. После модернизации максимальный взлетный вес A350-1000 увеличится с 298 до 308 т, а каталожная стоимость станет выше на $9 млн.

Летные испытания двигателей Trent XWB должны начаться в текущем году на самолете A380. В то же время начало заключительной сборки лайнера A350-900 запланировано на конец 2011 г., тогда как его первый полет должен состояться в конце 2012 г.

Несмотря на задержки в программе A350 поставщики Airbus продолжают работать над новыми разработками для этого проекта. Так, компания Thales полным ходом проводит испытания оборудования кабины экипажа лайнеров A350. Поставки всей необходимой электроники и программного обеспечения для первого самолета должны начаться в конце 2011 г.

Большая часть приборов Thales уже прошла лабораторные испытания в Airbus и была одобрена инженерами авиастроителя. Отметим, что Thales занимается поставкой таких приборов, как LCD-дисплеи, навигационные и инерциальные системы и др.

Как сообщают в компании Thales, главная панель кабины экипажа лайнеров A350 будет оборудована шестью 38-см прямоугольными горизонтально-ориентированными дисплеями. Каждый из них будет на 60% больше по сравнению с дисплеями, используемыми на лайнерах A380. В целом, новые дисплеи будут унифицированы с предыдущими моделями, которые используются на самолетах Airbus прежних поколений, что позволит значительно сократить время на переподготовку пилотов на новый тип.

По мнению ведущих аналитиков, улучшение характеристик лайнеров A350-1000, является прямой атакой на самолеты 777-й серии компании Boeing, хотя первоначально семейство A350 разрабатывалось как ответ на появление лайнеров Boeing 787. Первоначально планировалось, что увеличение дальности полета лайнеров A350-1000 позволит им вступить в конкурентную борьбу с самолетами Boeing 777-300ER, которые заслужили широкое признание среди крупных авиакомпаний.

Но в итоге часть клиентов Airbus была разочарована предложенной программой модернизации модели A350-1000. В частности, авиакомпания Qatar Airways, выступающая стартовым заказчиком самолетов A350-1000 (заказано 20 таких машин), пригрозила Airbus возможной отменой своего заказа. По мнению руководства авиакомпании, даже после модернизации самолеты A350-1000 не смогут встать на один уровень с лайнерами 777-300ER.

В частности, во время проведения авиасалона в Ле-Бурже руководитель Qatar Airways Акбар Аль Бакер отметил: "Я ожидал, что Airbus создаст конкурента лайнерам 777-300ER, который бы обладал более низкими затратами на 1 пассажирокилометр, а его дальность полета была бы больше на 15%, но этого не произошло. В результате, они предлагают нам самолет меньшей вместимости, чем 777-300ER, с небольшим увеличением дальности полета".

Он также задал вполне естественный вопрос - зачем авиакомпании новый самолет, если уже есть лайнер, способный приносить хорошие доходы и дальность полета которого ненамного меньше, чем у новинки Airbus. В Qatar Airways также остались недовольны отсрочкой первых поставок модели A350-1000 на 18 месяцев, отметив, что компании придется закупать дополнительные лайнеры 777-й серии, чтобы реализовать свои планы по развитию.

В компании Boeing также всерьез отнеслись к грядущей модернизации модели A350-1000. Уже сейчас инженеры и руководство американского концерна рассматривают возможное появление новых версий самолетов 777-й серии, которые получили обозначение 777-8X и 777-9X.

Как сказал руководитель подразделения Boeing Commercial Airplanes Джеймс Албау, компания будет работать над модернизацией 777-й серии, а появление радикально новых версий станет возможным после оценки успеха нового проекта Airbus, то есть иными словами появление самолетов 777-8X и 777-9X можно будет увидеть в начале следующего десятилетия.

В числе возможных модернизаций семейства 777 компания Boeing рассматривает увеличение размаха крыла (причем новое крыло может стать доступным уже во IV кв. 2012 г.), установку в кабине экипажа новой авионики, подобной той, которая используется на лайнерах 747-8. Также Boeing в сотрудничестве с компанией General Electric изучает возможность использования технологии GEnx в двигателях GE90, которые устанавливаются на лайнерах 777-й серии. Кроме того, оценивается вариант с размещением 10 кресел в одном ряду в салонах экономического класса.

Как сообщают информированные источники в промышленных кругах, лайнеры 777-9X будут представлять собой удлиненную версию самолетов 777-300ER, тогда как 777-8X будет представлять собой укороченную версию этого лайнера. В перспективе самолеты 777-8X и 777-9X позволили бы Boeing занять пустующие ниши между лайнерами 787-10X и 747-8.

Но если вернуться к программе A350, то можно отметить еще одну серьезную проблему, с которой столкнулись инженеры Airbus и которая может вызвать очередную задержку в новом проекте европейского концерна. По словам главного инженера программы A350 Гордона Макконнелла, первые самолеты A350-900 оказались тяжелее, чем планировалось. Пока что вес самолета превышает проектируемые значения на 2%, и сейчас инженеры компании изо всех сил пытаются сократить массу своего детища. Проект лайнера еще не утвержден руководством, и у Airbus пока есть время на то, чтобы исправить свои просчеты.

Тем не менее, Г. Макконнелл считает, что Airbus полностью справится с этой задачей и все заявленные характеристики нового самолета будут достигнуты. По крайней мере, детальная оптимизация проекта A350-900 должна привести к определенным усовершенствованиям.

Есть также опасения, связанные с основными поставщиками проекта A350, которые могут не уложиться в график, отведенный концерном Airbus. Но несмотря на такие опасения в компании считают, что все работы по сборке первого опытного образца лайнера A350-900 будут выполнены в соответствии с намеченными сроками.

Главный конкурент Airbus, компания Boeing, в свою очередь, продолжает работать над программой 787 Dreamliner. Поставки первых самолетов этого долгожданного семейства должны начаться в ближайшее время. По крайней мере, официальные лица компании во время проведения авиасалона в Ле-Бурже отметили, что авиакомпания All Nippon Airways (стартовый заказчик ВС Boeing 787) должна получить свой первый самолет в августе 2011 г. До марта 2012 г. All Nippon Airways рассчитывает получить, по меньшей мере, 14 самолетов данного типа.

Но тогда как со стандартной моделью в этом семействе все уже практически ясно, то относительно удлиненной версии лайнеров 787 у Boeing четкой стратегии пока нет.

Проект удлиненной версии, получившей обозначение 787-10X, может быть представлен уже в следующем году. Сейчас Boeing ведет активные переговоры со своими клиентами, пытаясь решить - какой же должна быть эта модель.

Частично со своими планами Boeing уже определилась, по крайней мере, о них в Ле-Бурже рассказала вице-президент по коммерческому развитию Boeing Commercial Airplanes Николь Пиасеки. По ее словам, лайнер 787-10X, ввод в эксплуатацию которого намечен на 2013 г., сможет взять на борт до 320 пасс., при этом его дальность полета будет достигать 12600 км.

Модель 787-10X будет примерно на 15% длиннее версии 787-9, при этом максимальный взлетный вес будет составлять 251 т. На лайнере планируется использовать такие же двигатели, как и на всем семействе 787, то есть General Electric GEnx или Rolls-Royce Trent 1000.

Также Н. Пиасеки отметила, что лайнер 787-10X будет отличаться довольно низкими затратами на 1 пассажирокилометр. В частности, по этому показателю, по оценкам компании Boeing, он будет на 11% эффективнее, чем самолеты A350-900 и на 5% эффективнее A350-1000.

Перед началом авиасалона в Ле-Бурже компания Boeing стала участницей исторического события: впервые за долгую историю гражданской авиации состоялся трансатлантический перелет коммерческого самолета, работающего на биотопливе.

Главным участником этого события стал новый грузовой лайнер Boeing 747-8F, который прибыл на авиасалон в Ле-Бурже из Сиэтла, и каждый из его двигателей General Electric GEnx-2B работал на топливной смеси, которая на 85% состояла из керосина и 15% из биотоплива, полученного из природных растений (род - рыжики). Примечательно, что биотопливо, произведенное компанией UOP Honeywell, не требует каких-либо доработок в конструкции двигателя или в их рабочих процессах.

Программа сертификации нового 747-8F должна завершиться в середине текущего года, а пассажирский вариант 747-8I должен получить сертификат типа в конце 2011 г. Поставки новых самолетов первым заказчикам начнутся сразу же после завершения программ сертификации.

Как только Boeing сможет освободить часть своих технических ресурсов, которые сейчас задействованы в проектах 747-8 и 787 Dreamliner, компания определится со стратегией своих дальнейших действий. Вполне возможно, что ресурсы концерна будут направлены на модернизацию семейства широкофюзеляжных лайнеров 777, но нельзя забывать и о прибыльной серии 737NG, которая также нуждается в замене либо модернизации.

Как бы то ни было, но руководство Boeing не хочет повторять прошлых ошибок. С 1995 года, когда было запущено в эксплуатацию семейство лайнеров 777, американская компания взяла долгий перерыв. Лишь в середине 2000-х годов Boeing представила миру новый проект под названием 787. По словам Дж. Албау, длительное время, которое Boeing провела без новых программ, стали серьезной проблемой для компании, поскольку она начала терять навыки в проектировании самолетов. Отсюда и столь многочисленные ошибки и задержки в проекте 787. Но теперь, как говорит Дж. Албау, подходит время для старта новой программы, но какому проекту будет отдан приоритет - пока неизвестно. Ясно только одно: Boeing больше не хочет распылять свои силы, работая одновременно над двумя проектами, как это было в случае с 787 и 747-8, поэтому приоритет будет отдан только одной программе....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка