О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

От обучения - к безопасным полетам

Eurocopter стремится изменить ситуацию с аварийностью в регионе России и СНГ

Прошедшая 19-21 мая 2011 года выставка HeliRussia 2011 стала не только местом демонстрации новинок вертолетной индустрии, но и послужила площадкой для ряда деловых мероприятий, презентаций и конференций. Компания "Еврокоптер Восток", выступившая генеральным спонсором выставки, использовала это событие для проведения конференции, посвященной эксплуатации вертолетной техники производства компании Eurocopter. И в свете затронутой проблемы обеспечения безопасности полетов очень актуальным оказалось состоявшееся в день открытия выставки вручение сертификата Центру подготовки персонала "ЮТэйр". Впрочем, обо всем по порядку.

Пресловутый человеческий фактор

Парк вертолетов производства компании Eurocopter по состоянию на конец 2010 года насчитывал 11 266 бортов, принадлежащих 2 892 операторам из 147 стран. Налет этого флота за 2010 год, по оценке самого производителя, составил внушительные 3,081 млн летных часов, причем на протяжении последних лет интенсивность эксплуатации вертолетов постоянно росла. Количество авиационных происшествий, включая катастрофы, остается на достаточно стабильном уровне. Если в 2009 году было 84 событий, включая 24 катастрофы, в которых погибло 84 человека, то готом позже число авиапроисшествий сократилось до 79, правда, возросла тяжесть их последствий. 33 катастрофы унесли жизнь 90 человек. Конечно, пользуясь популярными коэффициентами, характеризующими количество аварий и катастроф на 100 000 часов налета, можно обнаружить стабильный тренд на повышение безопасности, однако суммарное число трагических событий не имеет заметной долгосрочной тенденции к снижению. По результатам исследования среднее значение этих коэффициентов по всему мировому парку составило 3,25 в 2000 году и 2,55 в 2010 году.

Проведенные в период с 2005 по 2009 год исследования показали, что наиболее распространенной причиной аварий являются ошибки пилотирования. Именно на пресловутый "человеческий фактор" приходится 74,9% всех событий. Еще 10% происшествий имеют причиной недостатки в организации технического обслуживания и ремонта. А вот надежность самой техники не вызывает особых сомнений. На отказы планера и систем приходится 1,3% событий, на силовую установку - еще 1,1%. Правда, необходимо сделать уточнение, что примерно по 9,3% случаев, имевших место в этот период, расследование завершено не было, также существует определенный процент инцидентов, по которым определить причину не представляется возможным.

Комментируя причины такого уровня аварийности, представители разработчика упоминают, что важнейшим фактором является наличие значительной доли эксплуатантов, в парке которых находится от одного до четырех бортов. Так 1 722 оператора располагают только одним вертолетом, еще 733 - не более чем четырьмя машинами. В то же время, только пять крупных эксплуатантов, среди которых военно-воздушные силы ряда государств, имеют более чем 100 машин производства Eurocopter. Именно маленькие компании и частные владельцы не имеют достаточного объема ресурсов для того, чтобы организовать эффективную систему обеспечения безопасности полетов.

Компания Eurocopter имеет собственные наработки по проблеме безопасности полетов, а также участвует в совместной программе International Helicopters Safety Team с AgustaWestland, Bell и Sikorsky. IHST в 2010 году поставила перед собой амбициозную цель сократить к 2016 году количество авиационных происшествий на 80%. По мнению экспертов ведущих компаний отрасли, наиболее значимое влияние на повышение уровня безопасности будет оказывать внедрение системы обеспечения безопасности полетов (Safety Management System), использование систем предупреждения столкновения в воздухе (TCAS), приближения препятствий (EGPWS), систем ночного видения, систем диагностики HUMS, бортовых регистраторов. Особое место занимает проблема подготовки летного и технического персонала с учетом специфики условий эксплуатации вертолетной техники, присущих для каждого оператора.

Стремясь улучшить качество подготовки, Eurocopter сертифицировал 19 учебных центров, в создании которых компания приняла участие как акционер. Большое внимание уделяется использованию современных тренажеров, зачастую превосходящих существующие сертификационные требования. Например, введенный весной 2011 года в учебном центре в Абердине полнополетный тренажер экипажа вертолета EC225 (Full-Flight Simulator) предоставляет возможность отражать закабинную обстановку не только с широким углом обзора вбок и вверх, но и под вертолетом. Это особенно актуально для отработки таких специфичных заданий, как полеты на оффшорные платформы и корабли, поисково-спасательные операции, работа в условиях плотной застройки или работа с грузом на внешней подвеске.

Сложный регион СНГ

Официальная статистика по количеству авиационных происшествий и катастроф на 100 000 часов полета с вертолетами гражданской авиации в СНГ ежегодно предоставляется в отчете Межгосударственного авиационного комитета. По сведениям этой организации, в 2010 году коэффициент, отражающий число авиапроисшествий, достиг 2,17, а количество катастроф - 1,09. Однако эти данные не должны внушать неоправданный оптимизм, так как они не учитывают происшествия с воздушными судами авиации общего назначения. В то же время, статистика по АОН (включая самолеты и вертолеты) многим хуже - 16 авиапроисшествий на 100 000 часов налета и 9 - катастроф.

Статистические данные, которыми располагает Eurocopter, существуют и отдельно по России и СНГ. За период с 2006 по 2010 год среднее число инцидентов на 100 000 часов полета достигло 8,56 в России и более 14 в СНГ. Не лучше выглядит ситуации с числом катастроф - 5,71 и 12,84 соответственно.

Регион СНГ требует приложения серьезных усилий авиационных властей, производителей и эксплуатантов для достижения общемировых показателей по безопасности полетов вертолетов. И активные шаги в этом направлении уже предпринимаются. Как отметил на конференции коммерческий директор "Еврокоптер Восток" Артем Фетисов, "мы заняли активную позицию, мы даже будем навязывать себя эксплуатантам". Для того чтобы оказывать клиентам консультационную поддержку, в московском офисе "Еврокоптер Восток" работает четыре представителя, которые находятся в тесном контакте с авиакомпаниями и частными владельцами. Их задача состоит в предоставлении постоянной консультационно-методической поддержки эксплуатантов, обучении специалистов заказчика.

Весьма активную позицию заняла авиакомпания "ЮТэйр", активно осваивающая вертолетную технику европейского производства. 19 мая, в первый день работы HeliRussia, исполнительный вице-президент по технической поддержке и обслуживанию группы Eurocopter Дерек Шарплз (Derek Sharples) вручил генеральному директору авиакомпании "ЮТэйр" Андрею Мартиросову и руководителю Центра подготовки персонала (ЦПП) "ЮТэйр" Владимиру Демкину сертификат о соответствии ЦПП образовательным стандартам Eurocopter.

Став двадцатым учебным центром, получившим сертификацию европейского производителя, ЦПП стал первым в мире одобренным предприятием по подготовке персонала, в состав акционеров которого не вошел Eurocopter.

Согласно документу, центр сертифицирован на подготовку летного и технического состава для вертолетов AS350B3 и AS355N, и уже в июне 2011 года преподаватели центра начнут обучение первой группы пилотов. По словам В.Демкина, в ближайшее время планируется расширить сертификат на такие типы, как AS350B3e и AS355NP....
Авторские права на данный материал принадлежат «АвиаПорт.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка