Коммерсантъ
9 августа 2011, 14:05
Проверка связи
Бывший конструктор "Полета" просит разобраться с финансированием стратегической разработки
Бывший сотрудник государственного научно-производственного предприятия "Полет" Владимир Решемкин обратился к президенту России с просьбой разобраться в законности расходования средств гособоронзаказа в 2004-2005 годах. Тогда он работал в "Полете" главным конструктором опытно-конструкторской работы (ОКР) "65с28-2с". Тема предусматривала модернизацию воздушных пунктов управления (ВПУ) на базе самолетов Ил. Это авиационное звено с бортаппаратурой предназначено для того, чтобы генштаб и нижестоящие командиры родов войск в случае глобальной войны и выведения из строя наземных средств связи могли управлять армией, флотом и ядерным вооружением. Предельная стоимость госзаказа Министерства обороны РФ по этой теме в начале 2000-х годов составила почти 900 млн руб.
Как рассказал "Ъ" сам Владимир Решемкин, ФГУП НПП "Полет" было головным предприятием темы, то есть распределял средства гособоронзаказа предприятиям-кооператорам, среди которых были такие организации, как ОАО "Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина", Центральный физико-технический институт Минобороны, казанское ОКБ "Сокол" и еще целый ряд госпредприятий. "Собственно на НПП "Полет", которое должно было сделать бортовой комплекс технических средств, приходилось не более 10% всех работ по теме. 90% средств предназначались предприятиям кооперации. Однако полученные от госзаказчика деньги "зависали" в нашем предприятии, а из-за задержек авансирования кооператоры ежегодно уменьшали объем работ. Тема превратилась в стратегический долгострой. Модернизированные ВПУ, которые давно должны были быть приняты на вооружение, только сейчас худо-бедно доводятся до ума", - рассказал Владимир Решемкин.
По его мнению, большая часть из поступивших в рамках госзаказа 250 млн руб. была потрачена тогдашним руководством ФГУП НПП "Полет" на иные цели. "Я предполагаю, что предназначенные на ОКР "65с28-2с" средства, вероятнее всего, были потрачены на бортовые комплексы связи для истребителей Су-27 в рамках экспортных контрактов с Китаем и Индией, так как эти контракты приносили предприятию большие доходы. А в нашей теме, напрямую связанной с обороноспособностью страны, руководство "Полета" было не столь заинтересовано", - считает бывший конструктор стратегической темы.
В результате конфликта с тогдашним гендиректором "Полета" Евгением Белоусовым Владимир Решемкин был понижен в должности и впоследствии вынужден был уволиться. По его словам, ему вменили действия, "идущие вразрез с интересами предприятия", но так и не объяснили, в чем именно они заключаются. В письме президенту Дмитрию Медведеву бывший конструктор приложил копии переписки руководства ФГУП НПП "Полет" с требующими авансирования соисполнителями и протоколы, в соответствии с которыми предприятие было оштрафовано заказчиком почти на 7 млн руб. Администрация президента переслала документы для организации проверки в Следственный комитет и Министерство обороны РФ.
В свою очередь генеральный директор ФГУП НПП "Полет" Алексей Комяков сообщил "Ъ", что все претензии бывшего сотрудника не соответствуют действительности. По его словам, в апреле 2006 года комиссия Рособоронзаказа проводила оценку выполнения темы "65с28-2с" в 2004-2005 годах и замечаний по ходу выполнения опытно-конструкторских работ высказано не было. "В настоящее время работы по ОКР "65с28-2с" находятся в завершающей стадии, кооперация предприятий промышленности, участвующих в ОКР, сохранена полностью. Задолженности перед кооперацией за выполненные работы ФГУП НПП "Полет" не имеет", - сообщил генеральный директор предприятия. По словам господина Комякова, в ноябре 2005 года Владимир Решемкин приказом был освобожден от должности "за значительные упущения в работе по ОКР гособоронзаказа" и затем уволился по собственному желанию, а в мае этого года по обращению бывшего конструктора "Полет" проверяла прокуратура, но нарушений финансовой дисциплины не выявила. Владимир Решемкин, напротив, утверждает, что прокуратура не стала разбираться в деталях гособоронзаказа, сославшись на то, что работы по теме "65с28-2с" составляют государственную тайну и ответ по существу дать невозможно.
Комментируя ситуацию, директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отмечает, что многие предприятия военно-промышленного комплекса "жонглировали" бюджетными средствами. Однако в данном случае вызывает много вопросов то обстоятельство, почему вдруг бывший сотрудник спустя несколько лет начинает жаловаться на свое предприятие, говорит эксперт, добавляя, что любой конфликт в сфере ВПК может быть использован против производителя....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммерсантъ». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Декабрь 5, 2025
Самый длинный в мире прямой рейс совершил полет. Какие рекорды он побил
Декабрь 5, 2025
Авиакомпания "ЮВТ АЭРО" объявляет о запуске нового авиарейса между Казанью и Улан-Удэ
Декабрь 5, 2025
В Нижневартовске появится новый авиарейс в Москву
Декабрь 5, 2025
Riyadh Air выбрал себе гостиничного партнера
