Взгляд
8 сентября 2011, 18:43
"Самолет простой как валенок"
Пилот, 40 лет отлетавший на "Яках", прокомментировал названные версии причин катастрофы под Ярославлем
В четверг первый владелец упавшего под Ярославлем Як-42, на борту которого находилась хоккейная команда "Локомотив", бывший гендиректор Российского авиационного консорциума Сергей Исаков заявил, что этот авиалайнер считался надежным и качественным.
"Борт 42-434 - бывший мой самолет, - приводит его слова "Русская служба новостей". - Я его покупал и принимал. В 1993 году я был генеральным директором одной из первых частных авиакомпаний "Орел-Авиа". Мы купили три самолета: борт 422, борт 434 и 435. Принимали мы их очень качественно. Это не просто самолеты, это замечательные самолеты". "Они были приняты с завода, и мы сразу переоборудовали их во Франции, поставили суперсалоны, кресла. Это были международного уровня самолеты. В обычном Як-42 120 пассажиров, а здесь было 70", - сказал Исаков, добавив, что этот самолет никогда не летал на пассажирских авиалиниях. "Мы возили всяких нефтяников, американских и французских. Его не убивали налетом", - заметил он.
Как сообщала газета ВЗГЛЯД, катастрофа самолета Як-42 под Ярославлем произошла 7 сентября около 16.00. В тот момент на борту находились 45 человек: 39 участников хоккейного клуба "Локомотив" и шесть членов экипажа. В живых остались только двое. По факту крушения самолета Як-42 было возбуждено уголовное дело по ст. 263 УК РФ ("Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта"). Следствием рассматриваются все возможные версии случившегося, но качестве приоритетных сейчас прорабатывают версии, связанные с отказом техники либо ошибкой пилотирования.
О том, что могло стать причиной катастрофы, и об особенностях самолета Як газете ВЗГЛЯД рассказал летчик-испытатель с 40-летним стажем работы, действующий линейный пилот, заслуженный летчик России Михаил Марков. Марков является генеральным директором авиакомпании "Джет 2000", которая активно сотрудничает с рижским хоккейным клубом "Динамо". Более 10 лет летчик-испытатель все перевозки совершает на самолетах Як.
ВЗГЛЯД: Михаил Михайлович, могли бы вы предположить, что произошло с самолетом, что привело к катастрофе?
М. М.: Я отлетал 40 лет и даже принимал участие в расследовании катастроф. Хоть я и стараюсь всегда оправдать пилотов, но, по сути дела, исторически сложилось так, что раз был в кабине, то виноват. А полностью вина лежит на пилоте или не полностью, уже неважно. Этот пресловутый человеческий фактор преобразовался из идеально задуманного в идеально неправильный...
ВЗГЛЯД: Помимо человеческого фактора, следователи рассматривают версию о технической неисправности. Какие поломки наиболее специфичны для Як-42?
М. М.: Ответ здесь один: если самолет был выпущен в полет, значит, был в идеальном состоянии. Если бы у него был замечен хоть один недостаток, его в полет не выпустили бы. А вообще, самолет Як-42 серии 434 - один из самых последних выпущенных на Саратовском заводе примерно в 1993-1994 годах.
ВЗГЛЯД: То есть этот самолет был новым?
М. М.: Понятия "новый самолет" вообще не существует. Все это придумали обыватели. Для самолета такие критерии неприемлемы - хотя бы потому, что в нем десятки систем, каждая из которых состоит из сотни агрегатов. Как действующий пилот гражданской авиации говорю вам: новых самолетов не бывает. Самолет готов к вылету, двигатели готовы, вот и полетели.
ВЗГЛЯД: А как часто попадают в аварии самолеты Як?
М. М.: Испытательные модели самолетов Як стали делать в начале 1970-х годов. Первый полет состоялся в 1980 году, и сразу произошла катастрофа. Самолет рейсом Ленинград - Киев вылетел из аэропорта Пулково и упал недалеко от Чернобыля. Он выполнил 120 или 130 рейсов и произошел технический износ, а все потому, что согласно политике того времени - экономика должна быть экономной - некоторые детали пытались удешевить. Потом года три самолеты не создавались, производство из Смоленска перенесли в Саратов. Всего "Яков" выпустили около 200 штук, погибли из них около 10 самолетов.
ВЗГЛЯД: Получается, что самолеты этого типа довольно безопасные?
М. М.: Этот самолет простой как валенок. Он намного проще, чем Ту-134. На нем отчудить-то ничего особенного невозможно.
ВЗГЛЯД: Сотрудники аэропорта Туношна заявили, что, разгоняясь по ВПП, "самолет проскочил точку отрыва"? Как это могло повлиять на полет?
М. М.: Самолет не может ее проскочить. Эта точка находится там, где самолет оторвался от земли. Ее можно определить по видеосъемке. В данном случае, возможно, речь идет о том, что самолет оторвался дальше той точки, которая планировалась изначально. Но это никак не влияет на полет.
ВЗГЛЯД: Эксперты также говорят, что Як-42 может летать на двух из трех двигателей. Это действительно так?
М. М.: Да он и на одном хорошо летает. Один двигатель вообще можно снять заранее, и это никак не повлияет на полет.
ВЗГЛЯД: Тем не менее как часто проводится проверка двигателей на самолетах такого типа?
М. М.: Двигатели проверяются независимо от типа самолета. У двигателя расписан регламент. При эксплуатации учитывается количество запусков, количество технических работ. Можно один раз запустить двигатель и работать на нем, не выключая, три года. И получится один запуск и один цикл. А может, самолет будет летать между Нижним Новгородом и Москвой, тогда у него будет налет физически маленький, а циклов и запусков много. Все это учитывается, пишутся параметры, так же, как с черными ящиками, которые потом снимают и проверяют. Пишутся оценочные параметры в полете.
ВЗГЛЯД: Последними словами пилотов стала просьба разрешить взлет, диспетчер разрешение дал. После этого радиообмен не возобновлялся. Что могло означать это молчание?
М. М.: А пилоты ничего и не должны были говорить. Они не говорят в эфир: "У меня проблемы". Пилоты должны четко и ясно обозначить, что у них произошло на борту, чтобы диспетчер мог понять, чем им помочь. Или вы думаете, что они должны были кричать: "Прощайте, ребята"?
ВЗГЛЯД: Раз пилоты молчали, они не знали или не могли понять, что происходит с самолетом?
М. М.: Они, может, и понимали, но боролись с этим.
ВЗГЛЯД: После таких крушений, как правило, следуют кадровые отставки. По-вашему, кто должен лишиться места на этот раз?
М. М.: После этой аварии начнется парадокс: наказание невиновных, награждение непричастных. Уволят оставшуюся команду специалистов. Может пострадать начальник управления летных стандартов Росавиации Владимир Солдатов. А он единственный оставшийся специалист, который когда-то хорошо летал. Возможно, выгонят главу Росавиации Александра Нерадько, хотя всем очевидно, что он один из лучших администраторов в гражданской авиации. Возможно, под увольнение попадет замминистра транспорта Валерий Окулов. Но катастроф от этого меньше не станет.
ВЗГЛЯД: От чего тогда зависит число аварий?
М. М.: Первопричина всего происходящего в том, что разрушена и 20 лет не работает инфраструктура гражданской авиации, Министерства авиапрома, остановлена система воспроизводства. У нас потеряны как минимум два поколения пилотов.
ВЗГЛЯД: Генеральный директор хоккейного клуба "Атлант" Андрей Веревко выразил мнение, что клубам Континентальной хоккейной лиги необходимо централизованно решить проблему логистики и изменить отношение к авиаперелетам. К перевозке спортсменов есть какие-то особые требования?
М. М.: Безусловно, для них было бы лучше, если бы премьер-министр или президент сказали им: "Ребята, вот для вас стоит 20 самолетов. За финансирование отвечаем мы, а вы только говорите, кого и куда отвезти". Но я думаю, что ни в Америке, ни в Европе такого авиапарка нет.
А так каждый клуб, подбирая самолеты для перевозки спортсменов, обращает внимание на следующие детали: вместимость, просторность салона, удобное расположение кресел, чтобы они раскладывались, наличие комнаты для руководства, большая вместимость багажника....
Авторские права на данный материал принадлежат «Взгляд». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.
Поделиться
Май 3, 2024
Аэрофлот открыл онлайн-продажи субсидируемых билетов для жителей Калининградской области
Май 3, 2024
Делегация МГТУ ГА приняла участие в памятных мероприятиях, посвященных Дню Победы
Май 3, 2024
Республика Татарстан получила земельные участки для реконструкции перрона Международного аэропорта "Казань"
Май 3, 2024
Студенты РГАТУ имени П.А. Соловьева стали призерами Всероссийской научно-технической конференции