О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

95-летие Научно-производственного объединения "Сатурн"

20 октября 2011 года отмечает 95-летие Научно-производственное объединение "Сатурн"

20 октября 2011 года отмечает 95-летие Научно-производственное объединение "Сатурн", двигатели которого подняли в небо на авиасалоне МАКС-2011 новинки отечественного авиапрома - новый гражданский самолет "Сухой Суперджет 100" (российско-французский двигатель SaM146 - первый отечественный двигатель, получивший международный сертификат типа), многофункциональный истребитель Су-35 (двигатель "изделие 117С") и новейший военный авиакомплекс Т-50.

Мощное КБ НПО "Сатурн" - это единый коллектив "5-го поколения", вобравший в себя потенциал и школы прославленных конструкторов Владимира Яковлевича Климова - первого главного конструктора предприятия, Павла Александровича Соловьева, чьи двигатели Д-30 КУ/КП для самолетов Ту-154М, Ил-62, Ил-76 завод в Рыбинске выпускал более трех десятилетий, и Архипа Михайловича Люльки, конструкторского Бога фронтовой авиации страны - двигатели для самолетов Су-27, Су-34, Су-35 и многих модификаций, ставших основой ВВС России и десятков стран мира, покупающих российскую авиатехнику.

С августа 2009 года НПО "Сатурн" возглавляет Управляющий директор Федоров Илья Николаевич.

Роль предприятия в развитии отечественного авиационного двигателестроения получила высокую оценку:

Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков: "Развивая славные трудовые традиции, ОАО НПО "Сатурн" осваивает новые технологии, продолжает работы по созданию двигателя пятого поколения для перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации.

Сегодня "Сатурн" сохраняет на российском рынке позиции одного из лидеров отрасли. На предприятии создана самая мощная в России база для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Осуществлена компьютеризация ОКБ, внедрены современный расчетно-аналитический инструментарий и передовые принципы организации проектирования и технологической подготовки.

Но главная ценность предприятия - его труженики, ветераны и молодежь, которые сумели вывести объединение в лидеры российской авиационной промышленности. Их труд заслуживает особой благодарности".

Генеральный директор ГК "Ростехнологии" Сергей Чемезов: "Можно по праву гордиться яркими страницами, которые вписало предприятие в историю отечественной авиации и оборонно-промышленного комплекса.

Выражаю уверенность, что мощная производственная и научная база, внедрение современных технологий и успешная реализация масштабных международных проектов придадут новый импульс развития прославленному двигателестроительному объединению!"

Генеральный директор ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ", генеральный директор ОАО "УК "ОДК" Андрей Реус: "Безусловный успех, которым может гордиться предприятие - начало серийного производства двигателя SaM146 для первого гражданского лайнера, созданного в постсовесткой России. Но не менее важны и другие направления, в которых активно работает предприятие, создавая двигатели для боевых самолетов, кораблей военно-морского флота и гражданских судов, крылатых ракет, наземных газотурбинных установок для "Газпрома", нефтяников и энергетиков.

Отрадно, что вы активно работаете с молодежью: осознанно растите молодые кадры, которые готовы и могут работать как в производстве, так и занимать руководящие должности.

В 95 лет вы снова молодые и энергичные, вы знаете, как добиваться успехов! Уверен, что сегодняшнему коллективу любые задачи по плечу!"

ОАО "Научно-производственное объединение "Сатурн" - двигателестроительная компания, специализируется на разработке, производстве и послепродажном обслуживании газотурбинных двигателей для военной и гражданской авиации, энергогенерирующих и газоперекачивающих установок, кораблей Военно-морского флота и гражданских судов. ОАО "НПО "Сатурн" входит в состав "Объединенной двигателестроительной корпорации" - стопроцентной специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами.

ОАО "Объединенная промышленная корпорация "ОБОРОНПРОМ" - многопрофильная машиностроительная группа, создана в 2002 году. Входит в состав ГК "Российские технологии". Основные направления деятельности: вертолетостроение (ОАО "Вертолеты России"), двигателестроение (УК "ОДК"), другие активы. Выручка предприятий корпорации в 2010 году превысила 170 млрд. рублей.

История Научно-производственного объединения "Сатурн"

1916-1926 гг.

До начала 1-й мировой войны собственному автомобилестроению в России уделялось недостаточно внимания. Практически все автомобили, эксплуатировавшиеся в России, производились за границей. На 1914 г. российская армия имела в своем распоряжении всего лишь около 700 автомобилей. В 1916 году вышло Положение Совета Министров о выдаче крупного заказа на общую сумму 136885500 руб. пяти русским заводам, которые хоть как-то были связаны с точным машиностроением. Заказ на строительство автозавода в Рыбинске получило Акционерное общество "Русский Рено", образованное в Петрограде в 1914 г. До начало войны предприятие занималось ремонтом автомобилей французской фирмы "Рено". Завод начал возводиться вне городской черты и при его строительстве принимало участие около 2 тыс. человек, большинство из которых были женщины. До октября 1917 г. удалось построить только 50% необходимых корпусов. С установлением в Рыбинске советской власти завод сразу же был национализирован и на его основе было решено организовать авторемонтные мастерские для нужд Красной Армии. В мае 1924 года Решением Совета Народных Комиссаров завод был передан в ведение Авиатреста для освоения и серийного производства совершенно новой для России продукции - авиационных двигателей.

1926-1936 гг.

Первым авиационным двигателем для завода стал лицензионный БМВ-6, который был освоен и серийно выпускался в Рыбинске под маркой М-17. С началом серийного выпуска мотора М-17 отпала необходимость покупать авиационные моторы за границей. За десять лет (с 1928 по 1938 годы) завод серийно выпустил около 8 тысяч двигателей М-17. М-17 и его модификации устанавливались более чем на 30 типах самолетов военной и гражданской авиации (в частности на разведчики Поликарпова Р-5, тяжелые бомбардировщики Туполева ТБ-1, ТБ-3, истребитель Р-6, морской ближний разведчик Бериева МБР-2 и др.), кроме того существовали модификации двигателя, которые устанавливались на танки (М-17т) и торпедные катера (М-17л). Уже в 1935 году завод в Рыбинске освоил новый двигатель - М-100. Его прототипом явился мотор французской фирмы "Испано-Сюиза" 12Ybrs. С освоением М-100 и созданием на его базе новых модификаций двигателя связано имя замечательного советского конструктора Владимира Яковлевича Климова. В 1935 году он возглавил конструкторские службы рыбинского авиационного завода № 26. Именно под его руководством до войны были модифицированы и серийно выпускались двигатели М-100,М-103иМ-105.

1936-1946 гг.

За успешное выполнение заданий Правительства в создании двигателя М-100, который устанавливался на бомбардировщики СБ, в декабре 1936 года завод был награжден орденом Ленина.

В 1940 году коллективом конструкторов под руководством В. Я. Климова был создан новый двигатель для перспективного истребителя А. С. Яковлева Як-1-М-105 и его модификации - пушечный вариант М-105П и М-105ПФ. Двигателями Климова оснащались самолеты Яковлева, Петлякова, Лавочкина-Горбунова-Гудкова и других легендарных советских конструкторов. Завод прочно занял позиции лидера отечественного авиационного моторостроения. С ноября 1940 года завод № 26 первым среди предприятий наркомата перешел на ежесуточный график выпуска готовой продукции. С началом Великой Отечественной войны количество готовых к установке на самолет двигателей достигало до 45 штук в день. Из-за угрозы оккупации Ярославской области 16 октября 1941 г. советское правительство приняло решение об эвакуации завода №26 в Уфу. Съем оборудования из цехов велся круглосуточно, а на платформы погрузка велась только ночью. Всего в Уфу было отправлено ок. 3000 железнодорожных вагонов и 25 речных барж. Вслед за ними уезжали работники завода с семьями. Однако уже в марте 1942 г. согласно приказу наркома авиации в Рыбинске был создан авиационный завод под новым номером - №36. Фактически это были мастерские по ремонту авиационных двигателей. В 1943 году в Рыбинск из Уфы переехало ОКБ-250 (позднее - ОКБ-36, РКБМ). КБ под руководством В.А. Добрынина должно было использовать производственные мощности рыбинского завода. В конце 1944 завод освоил серийный выпуск мотора конструкции Аркадия Дмитриевича Швецова АШ-62ИР. Мотор устанавливался на транспортные самолеты Ли-2, ПС-35, ПС-43, а чуть позднее - на АН-2. По своим эксплуатационным данным мотор в свое время не уступал лучшим зарубежным образцам. После 1952 года выпускался на заводах Китая, Польши, и используется в авиации до сих пор.

1946-1956 гг.

В послевоенный период завод освоил серийный выпуск еще более мощного по сравнению с АШ-62ИР, звездообразного двигателя А. Д. Швецова АШ-73ТК, который выпускал до 1957 года. Эти двигатели, оснащенные каждый двумя турбокомпрессорами, устанавливались на самолет-бомбардировщик Ту-4, а двигатели АШ-73 без компрессора - на летающую лодку Бериева Бе-6. С 1954 г. наряду с авиационными двигателями предприятие стало выпускать тракторные дизели Д-48.

1956-1966 гг.

В конце 50-х годов на заводе в Рыбинске был запущен в серию турбореактивный двигатель ВД-7Б конструкции В. А. Добрынина, предназначенный для стратегического бомбардировщика В. М. Мясищева ЗМ. В 60-е годы этот бомбардировщик составлял основу стратегической авиации СССР. В сентябре 1959 года на самолете ЗМ был установлен ряд мировых рекордов.

1960 г. считается открытием новой эпохи в истории предприятия. В этом году на должность директора завод назначается П.Ф. Дерунов и предприятие получает задание наладить серийный выпуск турбореактивного двигателя конструкции А.М. Люльки АЛ-7Ф-1. Как серийное изделие этот двигатель выпускался заводом почти 14 лет и устанавливался на истребитель-бомбардировщик Су-7Б, истребители Су-9, Су- 17, разработанные КБ П. О. Сухого.

С 1961 года после ухода на пенсию В. А. Добрынина ОКБ-36 возглавил Петр Алексеевич Колесов. В КБ были разработаны и переданы в серию двигатели РД36-51А для сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144Д, РД-36-41 для сверхзвукового дальнего бомбардировщика Т-4 (так называемой "сотки").

В 1964 г. был создан ИВЦ (информационно-вычислительный центр), который обеспечил на технологическом уровне сбор, обработку и учет производственной, научно-технологической и экономической информации.

1966-1976 гг.

По итогам семилетки в 1966 г. завод был награжден орденом Ленина. Большое распространение в это время на заводе получила система НОТ (научная организация труда). Была поставлена задача: разработать и внедрить методику определения уровня НОТ на участках, в цехах и в целом по заводу. Предприятие стало творческой лабораторией по обмену опытом работы в области организации труда. Благодаря НОТ в Рыбинске развивалась социальная программа: заводом были построены футбольный стадион, бассейн, воднолыжный стадион, дворец спорта "Полет", введено в эксплуатацию 2 млн. квадратных метров жилья, организован Аэроклуб и многое другое.

В начале 70-х гг. предприятие получило большой заказ по выпуску двигателей для гражданской авиации. В 1971 г. со сборки сошел первый серийный двигатель П.А. Соловьева Д-30КУ для дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-62М, годом позднее производящийся и по сей день двигатель Д-30КП для транспортного самолета Ил-76 и его модификаций.

В декабре 1974 г. предприятие получило новый статус производственно-конструкторского, а позднее - производственного объединения моторостроения.

Наряду с выпуском основной продукции - авиационных двигателей, предприятие в эти годы массово производило дизели, снегоходы, товары народного потребления.

1976-1986 гг.

В 1976 г. ОКБ им. А. Люльки, в то время - Московский машиностроительный завод "Сатурн" был награжден орденом Трудового Красного Знамени и с этого времени А.М. Люлька начинает работу по созданию двухконтурного турбореактивного двигателя четвертого поколения.

С середины 70-х гг. рыбинский завод приступил к выпуску подъемных двигателей РД36-35ФВ, РД36-35ФВР, и позднее - РД-38 для палубных штурмовиков вертикального взлета-посадки ОКБ А.Я. Яковлева. С 1983 г. на заводе стали производиться двигатели Д-30КУ-154 для самого массового отечественного пассажирского самолета Ту-154М.

Наряду с выпуском основной продукции - авиационных двигателей, предприятие в эти годы массово производило дизели, снегоходы, товары народного потребления. Высокие достижения завода были отмечены в 1981 г. орденом Октябрьской революции.

В 1984 г. московское КБ получило имя своего основателя - А.М. Люльки. На тот момент уже заканчивались работы по уникальному двигателю для всей мировой авиации - АЛ-31Ф для нового истребителя Су-27.

1986-1996 гг.

Начавшиеся с середины 80-х гг. радикальные изменения в жизни советского общества не могли не коснуться и работы крупных промышленных предприятий. Особых затруднений рыбинское предприятие не испытало т.к. у завода имелся твердый пакет гарантированных заказов.

В начале 90-х гг. положение на рыбинском заводе оставалась стабильным. В ноябре 1992 г. было зарегистрировано акционерное общество открытого типа "Рыбинские моторы". Продолжался выпуск продукции, шла планомерная работа по повышению надежности, ресурса авиадвигателей семейства Д-30КУ/КП, расширение видов их ремонта и обслуживания. По заказу Министерства топлива и энергетики России совместно с НПО "Машпроект" (г. Николаев, Украина) наше предприятие начинает работы по созданию и производству газотурбинной установки ГТУ-110, мощностью 110 Мвт. В 1993 г. ВМФ России определило РКБМ как основную базу по созданию отечественных морских газотурбинных двигателей.

1996-2006 гг.

В 1996 г. было образовано ОАО "Рыбинские моторы". Осенью 1997 г. по решению Совета директоров и собрания акционеров генеральным директором предприятия был избран Ю.В. Ласточкин, остававшийся в этой должности до 2009 г. В том же 1997 г. к заводу было присоединено РКБМ, а 1998 г. приобретен имущественный комплекс ОАО "Волжского механического завода" (ныне ОАО "Сатурн - Газовые турбины").

Окончательной точкой по созданию нашего предприятия в современном виде стало 5 июля 2001 г., положившее начало ОАО "НПО "Сатурн" после объединения ОАО "Рыбинские моторы" и ОАО "А.Люлька-Сатурн". В это время оба предприятия активно работают по разработке и налаживанию серийного производства военного двигателя пятого поколения.

В апреле 2003 г. было принято решение об установке двигателя SaM146 разработки НПО "Сатурн" совместно с французской компанией Snecma на российский региональный самолет АХК "Сухой" RRJ (ныне SSJ100).

С 2006 г.

Это время характеризуется модернизацией всего предприятия: планомерно происходит реконструкция техническое переоснащение цехов, строительство новых испытательных стендов и переоборудование старых под разрабатываемые двигатели АЛ-55, Д-30КП "Бурлак" и др. Администрация завода большое внимание уделяет развитию спорта в самом городе, в частности проведению российских и международных соревнований на базе ЦЛС Демино.

В 2006 г. был собран первый двигатель SaM146 и доставлен на испытательный стенд. Уже спустя два года 19 мая 2008 г. самолет SSJ100 совершил свой первый испытательный полет с нашими двигателями.

В этом же году коллектив НПО Сатурн отмечал еще один праздник - первый полет многоцелевого истребителя Су-35 с двигателями "изд. 117С".

Мировой экономический кризис внес свои коррективы и в деятельность нашего предприятия. Сложная ситуация в стране заставила государство вновь взять под свой контроль основополагающие отрасли в отечественной промышленности. В связи с этим в 2009 г. ОАО "НПО "Сатурн" посетил премьер-министр РФ Владимир Владимирович Путин. Было принято решение о вхождении предприятия в состав ОАО "Управляющая компания "Объединенная двигателестроительная корпорация" - стопроцентной специализированной дочерней компании ОАО "ОПК "ОБОРОНПРОМ" по управлению двигателестроительными активами. Управляющим директором нашего предприятия был назначен Илья Николаевич Федоров. Такая реорганизация послужила новым толчком к развитию предприятия. В июне 2010 г. на двигатель SaM146 был получен международный сертификат типа EASA. Данный сертификат был получен российским производителем впервые. 18 июня 2010 г. Владимир Путин снова прибыл на НПО "Сатурн" с рабочим визитом в целях проверки состояния дел на предприятии. Премьер-министр высоко оценил результаты от принятых мер руководством объединения по выводу завода из кризиса.

В 2010 г. перспективные двигатели НПО Сатурн подняли в воздух cамолет Т-50.

В 2011 г. начались коммерческие поставки двигателя SaM146 и эксплуатация самолета SSJ100 авиакомпаниями "Аэрофлот" и Армавиа". В этом же году на международной авиакосмической выставке "МАКС-2011" двигатели НПО "Сатурн" подняли в небо три новейших российских самолета: истребители Су-35 и Т-50, а также гордость отечественной гражданской авиации - SSJ100.

Несмотря на все невзгоды последних двух десятилетий, нашему предприятию удалось сохранить и даже преумножить тот научный, технологический и производственный потенциал, заложенный за почти вековую историю. Сегодня НПО Сатурн благодаря сосредоточению в рамках одного предприятия всех элементов по созданию и производству авиационных двигателей с уверенностью стремится к своему успеху и светлому будущему....
Авторские права на данный материал принадлежат «ПАО "ОДК-Сатурн"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка