О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летчикам грозит экстренная посадка

Российские дипломаты пообещали помощь летчикам, обвиненным в Таджикистане в контрабанде

В Таджикистане два русских летчика, Владимир Садовничий и Александр Руденко, которым грозит 13 лет тюрьмы, добились встречи с российскими дипломатами. Пилоты обвиняются в незаконном пересечении границы и контрабанде. Они почти 8 месяцев содержатся под стражей в изоляторе после того, как запросили экстренную посадку в таджикском аэропорту.

Во вторник представители посольства России в Таджикистане встретились с двумя русскими летчиками, которым грозит 13 лет тюрьмы за якобы незаконное пересечение границы республики и контрабанду запчастей от самолетов.

Обвинение предъявлено гражданину России Владимиру Садовничему и гражданину Эстонии Александру Руденко, пилотам российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd, которая, по словам адвоката, базируется в Москве, но зарегистрирована на Виргинских островах.

Обоим пилотам по 53 года. "Они перевозили на двух самолетах Ан-72 по контракту в Афганистан гуманитарные грузы — продукты и одежду из Грузии и стран атлантического блока, — рассказал "Газете.Ru" адвокат летчиков Гулом Бобоев. — Вещи предназначались военным и гражданскому населению. Никакого оружия и боеприпасов они не возили". В марте этого года, когда закончился контракт, пилоты собрали свои пожитки, среди которых был полуразобранный запасной двигатель самолета, получили разрешение на пролет над территорией Таджикистана и покинули аэропорт Кабула. Однако, когда летчики вошли в воздушное пространство Таджикистана, авиадиспетчеры заявили, что у них нет разрешения на пересечение границы.

Вернуться в Кабул пилоты не могли — из-за военного режима разрешения на посадку выдавались с большими задержками, а топлива для ожидания у них не было.

Тогда летчики запросили экстренную посадку в ближайшем аэропорту в городе Курган-Тюбе. Их уже ждали таможенники, которые проверили самолеты и не нашли запрещенного груза. Однако потом в аэропорт прибыли сотрудники комитета национальной безопасности Таджикистана, которые обвинили летчиков в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов — "путем обмана запросили экстренную посадку", а также в контрабанде. "Контрабандой был объявлен двигатель, но это ведь имущество авиакомпании, он не может считаться контрабандой. Впрочем, в законах есть некий парадокс, который позволяет предположить подобное", — добавил Бобоев.

Суд над Садовничим и Руденко с участием присяжных начался 12 октября. При этом летчиков беспокоило отсутствие внимания со стороны посольств — как российского, так и эстонского. Только 28 октября с ними встретился консул Эстонии, работающий при посольстве Германии в Душанбе.

А во вторник летчики переговорили с российскими дипломатами, впервые за 8 месяцев своего содержания в изоляторе.

"Представитель посольства был только на самом первом заседании судебного процесса над летчиками. Он просто присутствовал, но ни с кем не общался, — рассказал "Газете.Ru" журналист таджикского информагентства "Азия-плюс" Сайрахмон Назриев, побывавший на всех заседаниях. — Когда суд начался, я первый стал писать о том, что российское посольство ничего не делает для соотечественника. А во вторник, на последнем заседании, Садовничий сам заявил, что из семи с половиной месяцев, которые он сидит в изоляторе, к нему никто из посольства не заходил". Гендиректор авиакомпании Сергей Полуянов, в свою очередь, обвинял посольство в нежелании принять его. "Гендиректор говорил мне, что он в течение трех дней пытался вместе с супругой попасть на прием в посольство России в Душанбе, но его так и не приняли, посоветовав положить заявление в почтовый ящик", — сообщил адвокат Бобоев.

Поднятая в прессе шумиха вынудила МИД России оправдываться.

Глава МИД России Сергей Лавров заявил в понедельник, что еще весной, когда были задержаны пилоты, российские дипломаты направили запрос в Государственный комитет национальной безопасности и МИД Таджикистана. Был ли ответ, министр не пояснил. Также Лавров отметил, что дипломаты все-таки встретились с гендиректором авиакомпании, однако тот "не предоставил документы, подтверждающие место регистрации самолета, сертификации летной годности и оператора". "К сожалению, пока не удается сдвинуть это дело с мертвой точки и перевести его в плоскость взаимоприемлемой договоренности, — заявил министр. — Эта информация, которую компания не предоставила, важна для того, чтобы отвести обвинения, если они не обоснованы, в контрабанде и нарушении ряда других законов Таджикистана, включая незаконное пересечение государственной границы и т. д. Я бы посоветовал адвокатам, если они заботятся не о собственном пиаре и переваливании вины с больной головы на здоровую, заняться прояснением вопроса с документами".

Адвокат подсудимых с удивлением встретил это заявление.

"Все документы у авиакомпании есть, все они в порядке", — сказал Бобоев.

Тем не менее он добавил, что в настоящий момент претензий к российскому посольству у него нет. "Во вторник мы встретились с советником посольства России по политическим вопросам. Он заверил нас, что помощь будет оказываться, пока моральная. А в пятницу, 4 ноября, дипломаты намерены присутствовать на заседании суда, и к тому моменту все вопросы будут решены", — туманно заявил адвокат.

Положение летчиков незавидное. В течение процесса казалось, будто правда на стороне пилотов. "На суде выступили сотрудники таможни, которые подтвердили, что на борту двух самолетов не было запрещенных грузов, а представитель авиакомпании передал суду документ, подтверждающий разрешение на пролет над территорией Таджикистана", — сказал Бобоев. Однако на предпоследнем заседании гособвинение попросило для пилотов 13 лет заключения.

Адвокат не теряет оптимизма: "У вас в России тоже так бывает — обвинение просит большой срок, а потом подсудимых оправдывают. Думаю, все будет в порядке". На следующем заседании 4 ноября ожидается выступление подсудимых с последним словом, после которого присяжные удалятся для вынесения вердикта....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка