О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Летчик Садовничий летал без документов

В истории задержания самолетов в Афганистане и Таджикистане виноватыми выглядят все стороны: собственники, их партнеры, местные власти и сами осужденные пилоты

Дипломаты и политики пытаются вытащить летчиков Владимира Садовничего и Алексея Руденко из таджикской тюрьмы. Хозяева самолетов, на которых они летали, жалуются на международных рейдеров, устроивших торг: свобода пилотов в обмен на транспортные самолеты. Однако, как выяснили "Известия", эти самолеты могли быть задержаны не только в Таджикистане, но и в любой другой стране, поскольку международные авиационные власти объявили их в розыск еще в 2010 году как запрещенные к эксплуатации.

Вокруг скандального приговора развернулась информационная война. Начальник кабульского аэропорта Якобулло Расули заявил, что задержание российского самолета произошло по приказу министерства транспорта Афганистана: у Ан-74 не оказалось документов для полета над афганской территорией. В марте эта же причина стала основанием для задержания в Таджикистане двух самолетов Ан-72, летевших транзитом из Афганистана в Россию.

Официальный представитель Rolkan Investments Ltd Валерий Пфефер говорит, что отсутствие документов здесь ни при чем. Запрет на вылет, по его версии, связан с долгами фирмы Aerospace Consortium, которая арендовала транспортники и задолжала кабульскому аэропорту $2,5 млн.

- Как только пилоты возвратятся на родину, мы будем судиться за наше имущество, - утверждает Пфефер.

Собственники арестованных самолетов утверждают, что стали жертвами международных аферистов. Подробнее об этом читайте здесь.

По версии Пфефера, организовали инцидент руководители эмиратской авиакомпании Khatlon FZE - гражданин Киргизии Олег Лысенко и россиянин Олег Баранов. Rolkan Investmens Ltd в 2010 году сдала три Ан-72 находящейся в ОАЭ компании Aerospace Consortium, которой руководит индус Джагиб. Khatlon FZE оформляла разрешения на пролет для самолетов.

Лысенко обеспечил вылет летчиков из Кабула, после чего самолеты арестовали в Таджикистане.

"Известиям" удалось связаться с Олегом Барановым, которого собственники арестованных самолетов обвиняют в афере. Баранов утверждает, что в инцидентах виноваты сами владельцы Rolkan Investmens.

- Самолеты летали без настоящих документов, оригиналы у них никто не спрашивал, а предоставляемую липу толком не проверяли, - говорит Баранов. - При этом владельцы компании в обслуживание самолетов денег не вкладывали, выжимая из них все соки. В июне 2008 года двигатели должны были продлить ресурс на заводе "Ан", но владельцы не сделали этого. В итоге разработчики двигателей сообщили об этом авиационным службам Грузии, и те сняли самолеты из реестра.

Как сообщили "Известиям" в ГП "Антонов", арестованные самолеты являются военно-транспортными и срок их эксплуатации истек еще в 1999 году.

- Мы неоднократно связывались с их владельцами с предложением о переоборудовании в гражданский вариант Ан-72-100 и продлении сроков службы, но все предложения были проигнорированы, - сообщили в пресс-службе предприятия. - В 2010 году мы обратились в Государственную авиационную администрацию Украины с просьбой сообщить в IKAO (Международная организация гражданской авиации), что эти самолеты не поддерживают летную годность и их эксплуатировать запрещено.

ГП "Антонов" сообщило об этом грузинским авиавластям, однако в госреестр Грузии их все-таки поставили - всего на два месяца. Именно по этим "двухмесячным" документам самолеты и летали все три года, утверждает Баранов.

По словам Баранова, ни он лично, ни его компаньоны не занимались оформлением полетной документации, поскольку это делают специально лицензированные фирмы.

Когда информация о том, что самолеты летают без сертификатов летной годности и регистрации, дошла до афганских властей, они дали команду на арест трех Ан-72.

- Гендиректор Rolkan Cергей Полуянов, объявленный таджиками в международный розыск, узнал об этом заранее и приказал пилотам срочно улетать из Кабула, - утверждает Баранов.

Двум самолетам, на которых летели Садовничий и Руденко, удалось это сделать. В Курган-Тюбе, где они запросили вынужденную посадку, пилотов арестовали.

Судебные перспективы исков Rolkan Investmens к властям Афганистана и Таджикистана о возвращении арестованных самолетов, по мнению юристов-международников, весьма туманны.

- Rolkan Investmens нужно подавать иск либо в суд Таджикистана, либо в любые иные иностранные суды, где у ответчика есть имущество, - поясняет специалист по международному праву адвокат Александр Муранов. - Но выиграть такой процесс будет очень сложно.

Существует юридически сложная концепция иммунитета государства.

- Это очень сложная доктрина, в соответствии с которой к государствам иски за границей предъявлять нельзя, - говорит Муранов. - И она может помешать предъявлению и удовлетворению иска данной компании не только в России, но и за рубежом.

- В каждом государстве эта доктрина принимается в разных пределах и подпадает под разные изъятия, - замечает адвокат Александр Островский. - Нужно будет доказать, что данный иск под изъятие подпадает и его можно предъявить к государству....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка