О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Небо, самолет, будущее…

По многим показателям Ан-148 превосходит своего основного конкурента - широко разрекламированный Superjet

Об этом самолете можно писать книги и снимать фильмы, его трудная, но счастливая судьба стала легендой.

Конец девяностых годов - "черный день" авиапрома бывших союзных республик. Казалось, наша авиационная промышленность навсегда вытеснена с мирового рынка и в российских авиакомпаниях в скором будущем будут работать в основном подержанные "боинги". Величайшая авиакосмическая держава планеты, строившая самые надежные машины, в течение нескольких лет оказалась низвергнута на дно "третьего мира". Высокие технологии авиапрома в одночасье оказались невостребованными. Для того, чтобы вырваться из кризиса, нужен был какой-то знаковый, по-настоящему "прорывной" проект, но для его реализации тогда не было ни средств, ни политической воли.

Ан-148, вобравший в себя самые передовые опытно-конструкторские, материаловедческие и технические достижения отечественных ученых, конструкторов и инженеров, родился вопреки всему, он оказался первым после Перестройки новым региональным самолетом, поставленным на серийное производство. Самолет не только помог авиационной промышленности некогда единого государства вновь поверить в свои силы, но и стал мощным мотором экономической интеграции, поскольку в его производстве оказались задействованы десятки предприятий России и Украины.

Впервые проект будущего Ан-148 был представлен в августе 2002 года на выставке "Гражданская авиация" в Домодедово. Тогда были озвучены и сроки реализации проекта - первый полет должен был состояться в первой половине 2004 года. В то время спрос на Ан-148 в странах СНГ оценивался примерно в 160-180 машин в год. Немедленно начал формироваться и портфель заказов. Как и следовало ожидать, непростые экономические и политические условия внесли свои коррективы в сроки реализации проекта. Если первый полет первоначально планировался на начало 2004 года, то реально к этому сроку смогла состояться только выкатка фюзеляжа. Но, несмотря на все задержки, создание Ан-148 проходило в рекордно быстрые, можно сказать фантастические сроки.

Можно сказать, что Ан-148 - это международный проект. В его реализации принимают участие 240 компаний из 14 стран мира!

Самолет стал оснащаться разработанным в запорожском конструкторском бюро "Прогресс" двигателем Д-436 производства "Мотор Сич". Этот мотор, имеющий низкий расход топлива и высокие экологические показатели, также поднимает в воздух уникальный самолет-амфибию Бе-200 и современный Ту-334, программа производства которого, к сожалению, пока все не может развернуться.

В историю новейшей авиации навсегда вошел день 17 декабря 2004 года, когда красавец-лайнер впервые поднялся в небо с аэродрома "Святошино". Сертификационные испытания машины продолжались в течение двух лет, и за это время два опытных самолета выполнили 682 зачетных полета общей продолжительностью 1200 часов. В июле 2005 года Ан-148 испытывался в Узбекистане, где температура воздуха достигала +45°С. Прекрасно себя самолет показал и во время испытаний в аэропорту Гюмри, расположенном на высоте 1525 метров над уровнем моря. Тот факт, что машина отлично себя вела в условиях высокогорья и высоких температур доказал, что Ан-148 может безопасно эксплуатироваться в государствах Средней Азии, Ближнего Востока, Африки, Латинской Америки. 14 полетов было совершено в районе Архангельска, где проходила программа испытаний в условиях естественного обледенения. Впоследствии также была доказана способность самолета совершать полеты при температуре до -52 градусов.

На Ан-148 был предусмотрен комплекс мер авиационной безопасности, он оборудовался пуленепробиваемыми дверями, устройствами связи экипажа и бортпроводников, системой видеонаблюдения, местом для хранения оружия и боеприпасов, противоугонными устройствами и т.д. Сертификационные испытания также включали отработку эвакуации пассажиров и экипажа в случае аварийной посадки. В темноте, при разбросанных по пассажирскому салону чемоданах и сумках, 74 человека смогли покинуть самолет за 47 секунд, используя аварийные выходы только с одного борта. Среди преимуществ Ан-148 - также наличие двери-трапа, позволяющей проводить посадку и высадку пассажиров без специального аэродромного оборудования.

Новейшее пилотажно-навигационное и радиосвязное оборудование, применение многофункциональных индикаторов, электродистанционной системы управления полетом самолета позволяют использовать Ан-148 на любых воздушных трассах, в том числе на маршрутах с высокой интенсивностью полетов, в любых метеоусловиях, днем и ночью. Конструкторами было обеспечено ручное и автоматическое самолетовождение, в том числе по запрограммированному маршруту.

Бортовая система видеонаблюдения позволяет экипажу вести постоянный контроль за обстановкой в пассажирских салонах воздушного судна.

26 февраля 2007 года самолет Ан-148, его двигатель Д-436-148 и вспомогательная силовая установка АИ-450-МС получили сертификаты Авиационного регистра Межгосударственного авиационного комитета и Государственной Авиационной Администрации Украины. Но и после этого признания продолжились испытания самолета, так принципиально важным дополнением к сертификату стало подтверждение возможности Ан-148 применяться на грунтовых взлетно-посадочных полосах.

Премьер-министр России Владимир Путин, впервые ознакомившись с Ан-148 дал ему самую высокую оценку: "Хорошая машина, очень современная, может садиться и взлетать с неподготовленных аэродромов, она будет очень востребована, так как полностью адаптирована к российским условиям".

На госпредприятии "Антонов" для обучения пилотов был создан и сертифицирован комплексный тренажер, позволяющий имитировать и отрабатывать ситуации, которые происходят на всех этапах полета Ан-148.

Ан-148 уникален уже тем, что впервые в истории постсоветского авиапрома портфель заказов на новую машину существенно превышает производственные возможности предприятий. Председатель совета директоров ЗАО "Двигатели "Владимир Климов - Мотор Сич" генерал-полковник Анатолий Ситнов подчеркивает, что отличительной чертой самолета Ан-148 "является то, что, за исключением мелких деталей, все комплектующие целиком и полностью изготовлены отечественными товаропроизводителями, руками наших специалистов, которым принадлежат и авторские права и продукты интеллектуальной собственности".

"Этот самолет - демонстрация того, что, невзирая ни на какие политические и экономические перипетии конструкторы и серийные производители авиационной техники России и Украины умеют работать на перспективу, используя имеющиеся заделы, а также передовые достижения научных школ, - подчеркивает председатель совета директоров АО "Мотор Сич" Вячеслав Богуслаев,- Подтверждение тому - превосходящий наши ожидания интерес к этому летательному аппарату со стороны заказчиков. Подчеркну, реальный интерес реальных авиакомпаний".

Первым российским эксплуатантом Ан-148 стала государственная транспортная компания "Россия", получившая новые самолеты в рамках контракта с "Ильюшин Финанс". За первый год на этих самолетах было перевезено порядка 330 000 пассажиров, выполнено свыше 6 700 рейсов, в том числе на Берлин, Гамбург, Киев.

Александр Погорельский, командир летного отряда Ан-148 авиакомпании "Россия" так вспоминает историю своего знакомства с новой машиной: "Когда появился Ан-148, руководство обратилось ко мне с просьбой заняться этой темой. Работу пришлось начинать с нуля. Занялся ей не то чтобы скрепя сердце, новое-то я люблю... Дело в том, что мне тогда предоставлялась реальная возможность уйти на Boeing или Airbus. А тут предлагают неизведанными тропами пошагать. Но когда я с головой окунулся в практическую работу по Ан-148, то очень удивился состоянием дел по этому самолету. И до сих пор преклоняюсь перед АНТК им. Антонова, которое с нуля создало этот самолет за счет собственных средств. В наше время других подобных примеров просто не существует".

В августе 2011 года налет только одного самолета Ан-148-100 авиакомпании "Россия" составил 400 часов 45 минут, и это притом, что средний налет региональных самолетов составляет порядка 250 часов.

С июня 2009 года Ан-148 эксплуатируется компанией "АэроСвит" - не только на внутренних линиях Украины, но и на международных рейсах, в том числе в Россию.

3 августа 2011 года авиакомпания "Международные Авиалинии Украины" получила от Государственного предприятия "Антонов" первый самолет Ан-148-100, построенный на "Серийном заводе "Антонов".

Четвертой в списке эксплуатантов Ан-148 стала воронежская авиакомпания "Полет", которая приурочила первый коммерческий полет до Санкт-Петербурга к 425-летнему юбилею города Воронежа.

По многим показателям Ан-148 превосходит своего основного конкурента - широко разрекламированный "Superjet". Прежде всего, Ан значительно дешевле и самолета "Superjet", и любого западного аналога. Самый главный "минус", который отталкивает отечественных авиаперевозчиков в "Superjet", это низкое расположение двигателей, что осложняет эксплуатацию самолета в российских условиях. Особенностью же Ан-148 является высокое расположение двигателей, что позволяет ему совершать взлеты и посадки даже на аэродромах с грунтовым покрытием. Для России - это крайне важное качество!

По прогнозам аналитиков, мировой рынок региональных самолетов будет в ближайшие годы интенсивно развиваться. Сегодня каждый третий рейс в мировой индустрии пассажирских воздушных перевозок выполняется именно региональными самолетами. Это дает возможность семейству Ан-148 строить оптимистичные планы на будущее.

Модельный ряд "Анов" продолжил новый самолет, получивший обозначение Ан-158, эксплуатационные характеристики которого были значительно улучшены по сравнению с предшественником. "Там, где пассажиропотоки не очень насыщенные, заказчики с удовольствием делают ставку на Ан-148-100 с вместимостью от 68 до 80 кресел. На маршрутах с большими потоками пассажиров выгоднее эксплуатировать Ан-158, рассчитанный на 99 мест. Вместе с нашими российскими партнерами мы сможем предлагать полноценное семейство самолетов, которое даст заказчику возможность получить оптимальное сочетание различных моделей в своем парке. При этом у Ан-158 очень высокая степень унификации с Ан-148: единые кабина, системы, агрегаты, элементы планера и так далее. Поэтому затраты на обучение экипажей и поддержание парка в исправном состоянии невысокие, что выгодно эксплуатирующим организациям", - подчеркивает вице-президент государственного предприятия "Антонов" Александр Кива.

Он стал одной из главных новинок салона в Ле Бурже-2011. Подчеркнутое внимание к нему гостей салона объясняется тем, что Ан-158 стал на Ле Бурже единственным новым пассажирским лайнером. В насыщенной деловой программе авторитетного международного авиасалона заметным событием стало подписание контракта между лизинговой компанией "Ильюшин Финанс" и украинским госпредприятием "Антонов" на покупку 10 самолетов Ан-158. Компания "Ильюшин Финанс" сформировала портфель твердых заказов и опционов на 150 самолетов Ан-148 и Ан-158 для российских и зарубежных авиакомпаний, а это значит, что и у коллектива прославленного предприятия "Антонов", и у запорожских моторостроителей есть твердая уверенность в завтрашнем дне: новый самолет востребован, заслужил высокую оценку на внутреннем и мировом рынке и готов составить конкуренцию своим иностранным аналогам. Самолеты, приобретенные в рамках контракта с "Ильюшин Финанс", будут использоваться как в странах СНГ, так и "дальнего зарубежья", в частности - Латинской Америки. Присутствовавший на церемонии подписания контракта вице-премьер правительства Украины Борис Колесников подчеркнул, что не сомневается в том, что у Ан-158 - большое будущее.

Прекрасно себя зарекомендовал не только самолет, но и его надежные двигатели, тем не менее находятся силы, которые в ущерб интересам отечественной авиапромышленности пытаются доказать, что Ан-148 нуждается в ремоторизации - в оснащении американскими двигателями PW1200G производства компании "Pratt and Whitne". Сторонников этого проекта кажется не смущает даже то, что затраты на ремоторизацию составят не менее 130 млн. долларов, а цена каждого лайнера вырастет на 4 млн. долларов. Найдется ли на него тогда покупатель? Вряд ли. Надо признать, что в подобных проектах нет экономики, зато есть чистая политика - в очередной раз предпринимается попытка разорвать связи украинского и российского авиапрома, поставить наши авиационные отрасли в зависимость от импорта. "Наши двигатели самые надежные, летают по пять тысяч часов в год. Это самый высокий налет в мире для такого среднего регионального самолета. Летают безотказно", - подчеркивает Вячеслав Богуслаев. Планам по ремоторизации Ан-148 сбыться не суждено, потому что кончилась эпоха, когда слабый отечественный авиапром можно было легко вытеснить с мирового рынка…

23 февраля 2010 года АНТК им. Антонова сообщила о начале работ над новым проектом - самолетом Ан-178, который должен прийти на смену устаревшим транспортным самолетам Ан-12. Новая машина сможет перевозить до восемнадцати тонн груза и взлетать с тех же аэродромов, что и Ан-12, в том числе с грунтовых полос.

"Визитной карточкой" современной авиации России и Украины стало семейство Ан-148. Без преувеличения, именно этот самолет во многом позволил сохранить уникальные кадры специалистов авиапрома, укрепить интеграционные связи между предприятиями авиакомплекса бывших советских республик.

Сегодня можно говорить, что "черные дни" остались позади. Но впереди большая работа по укреплению конкурентоспособности российско-украинского авиационного комплекса. И Ан-148 поможет нам покорить новые высоты....
Авторские права на данный материал принадлежат «Мотор Сич». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка