О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

"Трансаэро" заставила власти ускорить либерализацию полетов за рубеж

Спор "Аэрофлота" и "Трансаэро" из-за чартеров в Италию может спровоцировать слом системы распределения зарубежных авиамаршрутов. Минтранс и ФАС решили, что доступ на каждое из зарубежных направлений получат как минимум две российские авиакомпании

Частный спор "Аэрофлота" и "Трансаэро" из-за чартеров в Италию может спровоцировать слом по сути сохранившейся с советских времен системы распределения зарубежных авиамаршрутов. Минтранс и Федеральная антимонопольная служба решили, что доступ на каждое из зарубежных направлений получат как минимум две российские авиакомпании, правда, для этого придется пересматривать межправительственные соглашения. Это сильнее всего меняет рыночное положение "Аэрофлота", который исторически является основным перевозчиком на ряде ключевых маршрутов.

Как сообщил вчера глава ФАС Игорь Артемьев, министр транспорта "в результате событий вокруг Росавиации, "Трансаэро" и "Аэрофлота" принял решение о том, что в ближайшем будущем компании будут допущены на соответствующие рейсы и там будет развиваться конкуренция". "Сначала решено, что там, где сейчас одна компания летает с российской стороны, их должно стать две", - сказал Игорь Артемьев. По его словам, это первый шаг на пути развития конкуренции в международных авиаперевозках и это касается не только чартерных, но и регулярных рейсов.

Плодами либерализации авиасообщения уже вскоре сможет воспользоваться авиакомпания "Трансаэро". Вчера на сайте Росавиации появилась информация о том, что Италия разрешила России этой зимой назначить чартерные рейсы в Рим и Милан. Этого как раз и добивалась компания "Трансаэро", которая даже успела поссориться с авиационным ведомством из-за допуска на эти маршруты.

В Минтрансе и Росавиации вчера РБК daily не подтвердили, что конфликт "Трансаэро" и Росавиации исчерпан. Не слышали о принятии какого-либо решения и в самой авиакомпании. Однако там уверены, что в итоге получат право дважды в неделю перевозить пассажиров в Италию.

Сейчас полеты авиакомпаний между Россией и другими странами регулируются межправительственными соглашениями о воздушном сообщении. В них прописывается число перевозчиков с каждой стороны и количество выполняемых ими рейсов. На сегодняшний день действует порядка 200 таких соглашений, из них около 70 остались неизменными еще с советских времен. В силу того что в СССР была только одна авиакомпания - "Аэрофлот", она продолжает оставаться единственным перевозчиком на ряде направлений, где межправсоглашения не пересматривались уже десятки лет.

"Большинство из таких линий приходится на европейские направления, такие как Франция, Италия, Чехия, Швейцария, Нидерланды, Швеция, Дания, Болгария, ряд стран СНГ, - говорит замгендиректора "Трансаэро" Дмитрий Столяров. - Не скрою, что существуют линии, которые эксплуатируются от России только "Трансаэро". Недавно "Трансаэро" обратилась в правительство с предложением модернизировать подход к определению количества назначенных перевозчиков, сделав его зависимым от фактического числа перевозимых на маршрутах пассажиров. "Наша позиция заключается в том, что необходимо выработать единый подход к регулированию международных полетов в соглашениях о воздушном сообщении. Мы понимаем, что переговорный процесс подразумевает достижение компромиссного варианта для интересов двух стран, но позиция на переговорах для авиационных властей России должна быть подчинена единой цели государства, его граждан и перевозчиков", - говорит г-н Столяров. В "Аэрофлоте" отказались от комментариев.

Движение к либерализации межгосударственного авиасообщения уже началось. Как отмечают в Минтрансе, в рамках реализации решения совета глав правительств стран СНГ, принятого еще в 2008 году, было увеличено количество назначенных перевозчиков до двух на всех воздушных линиях с Белоруссией и Украиной (на всех линиях, кроме Москва - Киев, нет ограничений по количеству выполняемых рейсов), Киргизией, Узбекистаном, Азербайджаном, Арменией, на некоторых линиях - с Казахстаном и Таджикистаном.

Ведется работа и с Евросоюзом, но там инициатором выступают скорее европейские власти. Ранее Еврокомиссия (ЕК) опубликовала заявление, согласно которому она будет добиваться пересмотра двусторонних соглашений четырех стран ЕС с Россией в области пассажирской авиации. ЕК планирует начать специальную юридическую процедуру в отношении Германии, Франции, Австрии и Финляндии, цель которой "заставить страны изменить существующие соглашения по полетам самолетов их авиакомпаний в российском воздушном пространстве". По договорам еще 23 стран ЕС Еврокомиссия проводит собственную оценку их соответствия законодательству Евросоюза.

Увеличение доступа на международный рынок пойдет на пользу российским авиакомпаниям и пассажирам, отмечает главный редактор "Авиатранспортного обозрения" Алексей Синицкий. Но надо понимать, что реализация этой идеи потребует немалого труда, так как будет необходим пересмотр межправсоглашений. Это процесс непростой и нуждается в согласии двух сторон, уверен Алексей Синицкий. По его мнению, после признания Россией понятия "европейский перевозчик" в течение полугода будет перезаключено 26 соглашений со странами Евросоюза....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка