О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Авиакомпании в поисках национального лидера

Эксперты обсуждают возможность создания в России национального перевозчика. Кандидат на эту позицию один - "Аэрофлот". Но сможет ли он оправдать надежды пассажиров

Эксперты обсуждают возможность создания в России "национального перевозчика". Такая авиакомпания должна достойно представлять страну в международном воздушном пространстве. Кандидат на эту позицию один - "Аэрофлот". Но сможет ли он оправдать надежды пассажиров?

Обсуждения возможности присуждения одной из российских авиакомпаний статуса национального авиаперевозчика возобновились после того как глава "Аэрофлота" Виталий Савельев выступил с заявлением о необходимости его создания в России в эфире BusinessFM: "Почему мы как россияне боимся иметь национального перевозчика? Что такое национальный перевозчик страны? Это глобальный игрок на международном рынке авиаперевозок. Почему Германия не стесняется, Франция, Турция... Да, у национального перевозчика есть какие-то преференции. Но у него есть и большие обязательства".

Больше - лучше

Крупная авиакомпания действительно нужна в нашей стране, уверен исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев. В первую очередь она станет удобной для пассажиров, у которых появится возможность совершать полеты без пересадок.

"Вообще для пассажира привлекательна возможность совершать полеты по обширной и высокочастотной маршрутной сети, желательно без пересадок. Такую роскошь, как прямые полеты на другие континенты могут себе позволить только крупнейшие авиакомпании. Конечно, есть альтернатива в лице альянсов авиакомпаний, когда часть перевозки выполняется одной авиакомпанией, часть - другой, ее партнером. Крупная национальная авиакомпания с обширной маршрутной сетью - это именно удобство для пассажира", - рассказал Олег Пантелеев.

В то же время, отмечает эксперт, если эта авиакомпания будет доминировать на каких-то линиях, это может нанести ущерб конкуренции и негативно сказаться на уровне цен. Впрочем, в последнее время антимонопольные органы настолько озабочены этим вопросом, что говорить о монополизации в авиаперевозках не приходится, отметил Олег Пантелеев.

Он также уверен, что ответ на вопрос о том, какая авиакомпания должна стать "национальной", уже давно известен. "Кроме Аэрофлота, на который (вместе с "дочками") приходится более трети российского рынка - больше никто не может ею стать. Конечно, есть крупные даже по европейским меркам авиакомпании - это "Трансаэро", "Сибирь", "ЮТэйр". Но они в нынешнем своем виде - не претенденты. Тем более, что это частные компании", - рассказал Олег Пантелеев.

Все свои

Как отметил президент консультативно-аналитического агентства "Безопасность полетов" Валерий Шелковников, любая авиакомпания, которая претендует на звание "национального перевозчика" должна все свои ресурсы размещать на территории страны базирования.

"Самое главное в авиаперевозках - безопасность. У национального перевозчика она должна быть на высшем уровне. Ведь это будет самая крупная компания, куда будут привлекаться лучшие кадры и тренажеры. Немаловажным является и то, какой надзорный орган ведает вопросами безопасности воздушных судов. Сейчас многие российские авиакомпании, в том числе "Аэрофлот", регистрируют свои самолеты за границей. Таким образом они находятся вне компетенции российских надзорных органов. Одним из популярных мест регистрации являются Бермудские острова. О каком великом и могучем национальном перевозчике такой сверхдержавы как Россия мы можем говорить, если элементарными вопросами безопасности у нас ведает маленькое государство?", - рассказал Валерий Шелковников.

Для решения этого вопроса необходимо утрясти все тонкости с собственником самолетов, который сдает их в аренду российским авиакомпаниям. Причина кроется в том, что Россия хотя и ратифицировала Конвенцию о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования, подписанную в Кейптауне 16 ноября 2001 года, но сделала это формально.

Валерий Шелковников считает, что пока лизингодатель не может быть уверен, что в случае передачи воздушного судна в аренду авиакомпании другой страны ему будет гарантирован возврат воздушного судна или остановка его эксплуатации по условиям договора (например, при отсутствии оплаты лизинговых платежей). Также у лизингодателя могут быть свои соображения о качестве выполнения надзорных функций тем или иным государством.

Небо по евростандарту

"Например, Air Astana - единственная авиакомпания в Казахстане, которой не запретили полеты в Европу, - избежала запрета в том числе и потому, что у них суда зарегистрированы на Арубе. Это, видимо, косвенно указывало на то, что надзорные функции Казахстана по контролю поддержания летной годности судов были признаны в ходе аудита ИКАО пока менее эффективными, чем проводимые Арубой. А что касается России, у нас есть официальный надзорный орган Ространснадзор. Он обязан использовать огромный опыт Госавианадзора СССР, который в свое время обеспечивал уровень безопасности выше среднего уровня ИКАО", - рассказал Валерий Шелковников.

Уникальный путь развития

В то же время, как считает заслуженный пилот СССР Олег Смирнов, в развитии авиаперевозок Россия должна в меньшей степени учитывать опыт зарубежных стран и ориентироваться, в первую очередь, на свои интересы.

"Копировать опыт Европы нет оснований. Между нашими странами слишком много различий. Если обратиться к истории, то стоит вспомнить как проводилась аэрофикация страны в СССР и США, когда объем авиаперевозок в двух странах был сравним. В 90-е годы в России этот процесс прекратился, а в Америке продолжился. Как результат, сейчас объем авиаперевозок в США в сотни раз больше. При этом у них нет как такового национального перевозчика. Вместо этого - конгломерат ведущих авиакомпаний, которые конкурируют между собой. В условиях рыночной экономики это самый реалистичный сценарий", - считает Олег Смирнов.

"Аэрофлот" поднял штрафы за возврат билетов в 1,5 раза

Эксперт также отметил, что присуждение одной из авиакомпаний России статуса "национального перевозчика", который получит преференцию, разрушит рынок: "Допустим "Аэрофлоту" присуждается такое звание. А что же другие компании? Получается они "антинациональные"? Но это не так. Взять, хотя бы, частную авиакомпанию "Трансаэро", которая по уровню безопасности вполне соответствует этому гордому званию: ни одной авиакатастрофы за 20 лет. К тому же "Аэрофлот" ни разу не высказал желания брать на себя социальные обязательства по обслуживанию убыточных региональных маршрутов, компенсируя затраты международными полетами. Нет, они лишь хотят получить преимущество в обслуживании международных полетов и дальних внутренних, то есть "снимать сливки", - рассказал Олег Смирнов.

Олег Пантелеев считает, что предпосылки для возврата авиакомпаний на региональные маршруты должно создать государство: "Сейчас у нас нет схемы, когда авиакомпании получают "в нагрузку" какие-то социальные линии. Если та или иная авиакомпания работает на каком-то маршруте, она делает это не по указке сверху. Более того, можно предположить, что в дальнейшем государство не станет указывать, куда летать, а будет создавать экономические предпосылки, чтобы полеты по социальным маршрутам стали прибыльными".

Желание клиента - закон

Местные авиалинии смогут приносить прибыль только в том случае, если будет увеличиваться пассажиропоток. Как считает Олег Смирнов, основанием для этого должны стать "три кита": регулярность перевозок, безопасность полетов и, самое главное, культура обслуживания.

"Сейчас нет того бережного отношения к пассажирам, что было раньше. Когда я работал в той славной команде советского "Аэрофлота", мы все время суетились вокруг наших дорогих клиентов. Задерживается рейс? Едешь в аэропорт в 2 часа ночи и проводишь все время рядом с ожидающими этот рейс людьми. Следишь, чтобы они были обеспечены всем необходимым. Сейчас такого нет, а ведь пассажир - главное лицо гражданской авиации", - считает Олег Смирнов.

Традиционно невысокий уровень культуры обслуживания в России уже стал притчей во языцех. Можно ли в этом обвинять авиакомпании, учитывая наших нетрезвых соотечественников, возвращающихся, например, из отпуска в Турции? С одной стороны, такие пассажиры вызывают только омерзение. С другой стороны, представители авиаперевозчика обязаны обеспечивать высокий, во всех смыслах, уровень полета, а значит единственной реакцией на такие явления должна быть улыбка бортпроводников, помогающих не омрачить путешествие для соседей подвыпивших граждан.

Причем сервис должен быть неизменного качества даже на местных авиалиниях, а цены при этом "подъемные" для всех слоев населения. Только в этом случае можно надеяться, что региональные маршруты не затеряются в истории отечественной авиации, став одним из призраков советской эпохи....
Авторские права на данный материал принадлежат «Балтийское информационное агентство». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка