О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Пилоты не знали, как спасти обледеневший самолет

Расшифровка "черных ящиков" разбившего в Тюмени самолета ATR-72 показала, что молодой экипаж запаниковал

Обнародованы записи последних минут переговоров пилотов самолета ATR-72, разбившегося 2 апреля под Тюменью. Запись однозначно подтверждает основную версию крушения лайнера из-за обледенения и указывает на то, что молодым пилотам в этой ситуации не хватило опыта и знаний, чтобы спасти самолет.

Эксперты завершили расшифровку записей бортовых самописцев ATR-72 и восстановили картину трагедии. Как выяснилось, внештатная ситуация на борту самолета началась сразу же после взлета. 28-летний командир экипажа Сергей Анцин попытался включить автопилот и убрать закрылки, но лайнер начало трясти. Пилоты снова перешли в режим ручного управления, однако взять под контроль самолет так и не смогли. Сначала ATR-72 накренился на 35 градусов вправо, затем начался левый крен, достигший более 50 градусов в момент столкновения с землей. Что происходило в этот момент, летчики так и не поняли.

На записи слышно, как Сергей Анцин кричит 23-летнему второму пилоту Никите Чехлову: "Что такое? Доложи!" Чехлов: "Что доложить-то? Что за отказ?" Анцин: "UTair, 120-й. Падаем!" Однако доклад командира о падении так и не прозвучал в эфире. Первый пилот, по-видимому, так и не нажал радиокнопку.

Эксперты считают, что в этой ситуации молодому экипажу попросту не хватило опыта и знаний.

- Такая ситуация даже для опытных пилотов является критической, а уж что говорить о молодых. Выход из этой ситуации был: пилоту нужно было отдать штурвал от себя, увеличить режим работы двигателей и тут же прекратить уборку закрылок. Однако, к сожалению, этому не учат, - рассказал "Известиям" летчик-испытатель, специалист по безопасности полетов Владимир Герасимов.

Кстати на ATR-72 есть два показателя скорости на которых можно убирать закрылки, так называемое "белая" и "красная" метки. На белой метке, при скорости 134 узла, закрылки убираются в нормальных условиях, на красной метке - 161 узел - в условиях возможного обледенения.

Однако, по словам летчика, сваливать всю вину на экипаж нельзя. Необходимо разобраться, как была поставлена работа в компании с обучением пилотов.

Три самолета ATR-72 были закуплены в Финляндии в 2008 году. По контракту при закупке лайнеров продавец обязан обучить и летный состав покупателя. На практике отправляют на учебу не больше 2-3 экипажей, как правило, самых опытных. Выпускник летного училища 2008 года Сергей Анцин попасть на эти курсы не мог. Обучали его российские инструкторы.

За время работы в компании Сергей Анцин налетал 2,5 тыс. часов. У второго погибшего пилота - 23-летнего Никиты Чехлова был налет - 1,7 тыс. часов. Оба пилота недавно проходили переподготовку и обучение на тренажерах. Однако "Известия" выяснили, что у "ЮТэйр" в Тюмени плоты проходят подготовку пока только на процедурным тренажере ATR, на котором можно отрабатывать не все ситуации. Поэтому два раза в год пилоты должны проходить подготовку на тренажерах более высокого класса - комплексных. В авиакомпании "ЮТэйр" до сих пор не предоставили официальных сведений, где и когда погибший экипаж последний раз проходил плановую переподготовку.

Основной версией крушения самолета остается обледенение элеронов. Этот элемент крепится к концу крыла с небольшим зазором. Этот зазор необходим для того, чтобы в полете не случились завихрения и элерон не потерял эффективность.

Бывшие сотрудники авиакомпании "ЮТэйр" утверждают, что импортные самолеты частенько поднимаются в воздух без обработки противообледеняющей жидкостью (ПОЖ).

- В компании всегда был спор, кто ответственен за обработку - командир самолета или техники, - рассказывает Криволапов. - В итоге самолеты взлетали без обработки.

По данным "Известий", техники "ЮТэйр", дежурившие в тот день в "Рощино", в своих показаниях написали, что Сергей Анцин отказался от облива самолета.

- Как обычно все происходит: смахнут снег метелкой с крыла, проведут рукой - вроде все в порядке, крыло не обледеневшее, а что делается в этих щелях-зазорах, никто внимания не обращает, - объясняет источник "Известий".

По его словам, если закупорить эти щели, эффективность элеронов резко снижается....
Авторские права на данный материал принадлежат «Известия». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка