О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Эксперты: сокращение отпусков не решит проблему дефицита пилотов

Предложение "Аэрофлота" сократить отпуск пилотов логично и оправдано с точки зрения поддержания конкурентоспособности компании, но не решит проблему дефицита летного состава; кроме того, для обоснования таких мер нужны масштабные медицинские исследования

Предложение "Аэрофлота" сократить отпуск пилотов логично и оправдано с точки зрения поддержания конкурентоспособности компании, но не решит проблему дефицита летного состава; кроме того, для обоснования таких мер нужны масштабные медицинские исследования, считают эксперты, опрошенные агентством "Прайм".

Глава крупнейшего российского авиаперевозчика "Аэрофлот" Виталий Савельев направил в Минтранс РФ письмо с предложением рассмотреть возможность сократить отпуск летного состава с 70 до 48 дней. Савельев, в частности, обосновывает свою позицию тем, что приказ министерства гражданской авиации СССР о продолжительности отпуска пилотов вышел еще в 1986 году, когда техника была менее совершенной, а нагрузки были выше. Кроме того, глава "Аэрофлота" ссылается на опыт западных коллег-авиаперевозчиков, у которых летный состав отдыхает от 45 до 48 дней в году.

В Минтрансе не стали комментировать ни факт получения письма, ни саму инициативу по сокращению отпусков.

Пилоты без отпусков

Проблема с отпусками летного состава "Аэрофлота" и других российских авиакомпаний стоит на сегодняшний день особенно остро. В феврале московский межрегиональный транспортный прокурор Владимир Тюльков сообщал, что, в частности, летчики "Аэрофлота" не могут уйти в отпуска в связи с большим количеством рейсов и нехваткой пилотов. По словам прокурора, у некоторых пилотов задолженность по отпускам достигала 100 дней.

Первый заместитель Тюлькова Мурад Кехлеров, в свою очередь, заявлял, что безопасность полетов в московском транспортном регионе в 2011 году ухудшилась. В том числе, по его словам, было выявлено большое количество нарушений норм рабочего времени и времени отдыха пилотов.

В 2010 году "Аэрофлот" был вынужден принудительно отправлять своих пилотов в отпуска, поскольку налет некоторых приближался к 800 летным часам, которые были разрешены по российскому законодательству. Савельев тогда жаловался, что из-за ухода летчиков в отпуск авиакомпания была вынуждена приостановить полеты нескольких самолетов А320. Позднее сообщалось, что авиакомпании несут существенные убытки из-за уходящих в отпуск летчиков.

Президент Межгосударственной федерации профсоюзов летного состава гражданской авиации Альфред Малиновский напомнил, что Минтранс в конце 1990-х годов принял решение увеличить количество ежегодного налета на одного летчика до 800 часов. В конце 2010 года Минтранс издал приказ, согласно которому продолжительность полетного времени с согласия пилота может быть увеличена до 900 часов в год. Однако это, по словам Малиновского, не решило проблему с дефицитом пилотов и дальнейшим развитием гражданской авиации.

Нужны исследования

Малиновский рассказал, что в 1997 году профсоюзная организация и ученые провели анонимные исследования, в ходе которых около 78% опрошенных пилотов сообщили, что главным фактором, влияющим на их работу, является усталость. "С тех пор ситуация не изменилась, а только ухудшилась", - отметил он.

Но с точки зрения работодателя инициатива о сокращении количества дней отпуска оправдана, считает глава аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев: авиакомпании вынуждены сокращать отпуска в связи с дефицитом пилотом, чтобы повысить свою конкурентоспособность.

Однако прежде чем принимать такие решения, необходимо провести масштабные медицинские исследования в разных авиакомпаниях, как региональных, так и дальнемагистральных, - как сокращение отпускных дней отразится на пилотах и на авиационной безопасности, подчеркнул Пантелеев.

Малиновский, в свою очередь, отметил, что глава "Аэрофлота" ссылается на западные авиакомпании, где отпуск пилотов составляет от 45 до 48 дней в год. "Но Савельев обходит стороной следующий факт: пилоты западных авиакомпаний нарабатывают в месяц от 10 до 12 дней выходных, которые компонуются таким образом, что пилот может сделать для себя небольшой отпуск, а авиакомпания делает скидку для семьи летчика на ее перелет к месту отдыха", - указал эксперт.

Дефицит никуда не денется

Сокращение отпусков не устранит нехватку квалифицированного летного состава, а лишь отсрочит решение проблемы, считает аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин. По его словам, проблема заключается в том, что в России сокращается число профессиональных гражданских пилотов, причем происходит это на фоне уменьшения числа соответствующих образовательных учреждений.

По данным Росавиации, подготовку гражданского авиационного персонала в РФ сейчас осуществляют 15 учебных заведений, из них по летным специальностям - шесть учебных заведений.

"Более того, дефицит кадров будет только усиливаться, поскольку крупнейшие российские авиакомпании рассчитывают на значительный рост рынка гражданской авиации РФ, а следовательно, они расширяют и будут расширять свой авиапарк", - полагает эксперт.

Малиновский согласен с Маркиным и добавляет, что проблему нехватки кадров в гражданской авиации необходимо решать: пилоты военной авиации и летчики-испытатели не смогут в полной мере удовлетворить спрос на гражданских летчиков.

Между тем, замминистра транспорта РФ Валерий Окулов говорил ранее, что Минтранс рассчитывает в течение двух лет устранить нехватку пилотов в стране за счет программы подготовки кадров, которая начинает действовать с 2012 года. По ней в 2012 году будет подготовлено 500 пилотов, а в 2013 году - 600 пилотов.

В 2011 году в российские учебные заведения по специальности "Летная эксплуатация воздушных судов" было принято 790 студентов и курсантов, по специальности "Аэронавигационное обслуживание и использование воздушного пространства" - 334 человека....
Авторские права на данный материал принадлежат «РИА "Новости"». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка