О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Дмитрий Кива: Мы работаем на одну цель - производить и продавать больше новых качественных самолетов

Своим видением проблем и перспектив взаимодействия самолетостроительных отраслей Украины и РФ на примере ВАСО и госпредприятия "Антонов" делится президент - генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива

Месяц назад в Воронеже состоялось юбилейное, десятое, заседание Межпарламентской комиссии по сотрудничеству России и Украины. Главной темой обсуждения стали совместные планы России и Украины в области самолетостроения. Несмотря на длительную историю сотрудничества в этой отрасли, обе стороны отметили, что в последние годы накопился целый ряд проблем, требующих немедленного разрешения.

Сегодня своим видением проблем и перспектив взаимодействия самолетостроительных отраслей двух государств на примере Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ОАО "ВАСО") и Государственного предприятия (ГП) "Антонов" в своем интервью "Коммуне" делится президент - генеральный конструктор ГП "Антонов" Дмитрий Кива.

- Дмитрий Семенович, как известно, Воронежский авиационный завод и ГП "Антонов" связывают давние партнерские отношения. Не могли бы вы перечислить главные их вехи и сказать несколько слов о сотрудничестве авиастроителей двух государств сегодня?

- Действительно, с Воронежским авиационным заводом нас связывают давние рабочие отношения и дружба. В числе наших главных совместных проектов, о которых нельзя не упомянуть сегодня, - знаменитый четырехдвигательный пассажирский широкофюзеляжный самолет Ан-10, сборка которого была развернута на заводе №64 - нынешнем Воронежском авиазаводе. Именно здесь было выпущено абсолютное большинство "десяток" - в общей сложности 108 авиалайнеров.

Считается, что Ан-10 принес на авиалинии малой и средней протяженности новый уровень культуры перевозок. Однако поистине всемирную известность и всеобщее признание и О.К.Антонову, и воронежским самолетостроителям принес другой самолет - военно-транспортный Ан-12. Созданный своевременно, на хорошем техническом уровне и простой в освоении, самолет был выпущен в количестве 1243 экземпляров и эксплуатировался более сорока лет.

Активное сотрудничество ВАСО и ГП "Антонов" возобновили в 2002 году сначала в рамках проекта Ан-70, а затем - по опытному производству самолетов Ан-148. Воронежцы принимали участие в электронном проектировании агрегатов оперения для Ан-148. В последние годы окончательная сборка самолетов производится преимущественно на воронежской площадке. Сейчас, в рамках кооперации с Украиной, на ВАСО изготавливаются агрегаты для самолетов Ан-148 и Ан-158, окончательная сборка которых будет производиться в Киеве.

Мне довелось работать еще с прошлыми директорами Воронежского авиационного завода - Альбертом Михайловым, Вячеславом Саликовым, Михаилом Шушпановым, давно знаком и много работал я и с нынешним генеральным директором предприятия - Виталием Зубаревым. Скажу, что воронежский завод всегда отличали грамотные специалисты, работающие с полной отдачей. Мы дорожим нашим сотрудничеством и стараемся в любых ситуациях поддерживать конструктивные партнерские отношения. В конце концов, мы работаем на одну общую цель - производить и продавать больше новых качественных самолетов.

- Основной российско-украинский продукт, производимый сегодня на ВАСО, - самолет Ан-148. Что бы вы могли сказать об этой машине, и в чем, на ваш взгляд, принципиальная важность этого проекта для России, Украины, Воронежского авиационного завода?

- Ан-148 - прекрасный современный авиалайнер, надежный и комфортный, который ничем не уступает зарубежным аналогам данного класса - ARJ21-700, "Bombardier CRJ-700", "Embraer ERJ-170" и другим. А по ряду показателей технического уровня Ан-148 превышает их. Эта красивая, достойная машина уже доказала свою жизнеспособность тысячам пассажиров авиакомпаний "АэроСвит" и "МАУ" (Украина), "Россия" и "Полет" (РФ) как на внутренних рейсах, так на международных авиатрассах.

Ан-148 востребован и конкурентоспособен не только на внутреннем, но и на мировом рынке благодаря своим уникальным летно-техническим и конструкторским характеристикам. Они - общеизвестны. Перечислю только некоторые из них.

Это возможность осуществлять полеты в условиях сверхнизких и сверхвысоких температур, высокое расположение двигателей - более чем в полутора метрах над землей, наличие двери-трапа, что позволяет обходиться без дополнительных наземных устройств при высадке и посадке пассажиров. Ан-148 может безопасно работать практически на любых взлетно-посадочных полосах - слабо подготовленных, галечных, грунтовых, заснеженных, ледовых. Наличие вспомогательной силовой установки, бортовой системы регистрации состояния систем, а также высокий уровень надежности позволяют использовать эти самолеты практически на любых аэродромах.

Самолет уже сертифицирован, его показатели экономической эффективности высокие. Покупатели самолета получают не только современный надежный авиалайнер, но и гарантированное качественное послепродажное обслуживание, что также очень важно.

Если же говорить о важности и ценности данного проекта для экономик двух стран, в частности, для Воронежского авиационного завода, то они налицо. И мне совершенно не понятно, почему до сих пор в руководстве авиационной отрасли России остаются люди, которым они не видны.

В проекте Ан-148 на 80 процентов задействованы российские предприятия, окончательная сборка самолета осуществляется в Воронеже на ВАСО. Это один из крупнейших заводов самолетостроительной отрасли в России, самое большое предприятие региона. Его численность и сейчас составляет около семи тысяч человек. Ведь все привыкли, что Воронеж - это значит самолеты.

Завод имеет богатую, славную историю, продолжает оставаться кузницей высокопрофессиональных кадров для промышленности региона. Развитие проекта Ан-148, постановка его на серию позволила бы укрепить позиции предприятия в Воронежской области, увеличить количество рабочих мест, качество социальных показателей, объем налогов, отчисляемых в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды. Это само по себе немало. В целом же для экономики России успешное развитие данного проекта значило бы повышение престижа государства на мировом рынке, подтвердило бы статус России как крупной авиационной державы, не говоря уже об экономической составляющей проекта.

- Тем не менее, в ходе недавней межпарламентской конференции вы отметили некоторые проблемы в дальнейшем развитии проекта Ан-148 и других российско-украинских проектов в области авиастроения.

- Это не совсем так. Безусловно, в свете всего вышесказанного меня и моих коллег не может не огорчать то, что самолетов, в том числе и Ан-148, строится мало и в России, и в Украине. Но это не значит, что из этой ситуации нет выхода.

На мой взгляд, для того чтобы авиастроение, и в частности - проект Ан-148, набирало обороты, государство должно поддержать его на этапе запуска в серию. К сожалению, среди ряда высоких должностных лиц все еще распространено мнение, что самолеты с самого первого дня эксплуатации безо всякой дополнительной поддержки должны приносить прибыль. Я считаю, что это не очень правильная позиция.

Безусловно, многое зависит и от самого завода. Но специфика авиастроительной отрасли, крупного производства заключается в том, что даже если, например, ВАСО до минимума сократит издержки, каким-то образом уменьшит трудоемкость и себестоимость, без серьезной господдержки, хотя бы на начальном этапе серийного производства, самостоятельно он программу вряд ли осилит. Чтобы самолетами Ан-148 насытить рынок, нужны грамотная маркетинговая политика, финансовая поддержка государства, поддержка ОАК.

- Как вы оцениваете перспективы ООО "ОАК - Антонов"?

- Совместное российско-украинское предприятие в области авиастроения ООО "ОАК-Антонов", безусловно, несет в себе важные функции, решает стратегические задачи и должно развиваться дальше. Больше года с момента своего образования в мае 2011 года совместное предприятие пока в большей степени занимается проектом Ан-148 - снижением издержек, трудоемкости, себестоимости самолетов.

Определенная работа ведется и в направлении оптимизации отношений с поставщиками, маркетинговой политики, послепродажного обслуживания.

Кроме этого, СП в рамках ОАК пытается заниматься поисками покупателей, продажами самолета.

На мой взгляд, существующему совместному предприятию нужно расширять сферу своей деятельности, интеграции и выходить на другие совместные российско-украинские проекты. Среди них - Ан-158 и Ан-178. Последний, на наш взгляд, очень перспективный проект, который также бы мог реализовываться на Воронежском авиационном заводе.

Вместе с тем здесь у себя, на ГП "Антонов", мы выступаем за развитие еще одного совместного российско-украинского проекта в области авиастроения, создание которого возможно по инициативе и на базе ОАО "Ильюшин Финанс Ко.". Компания подготовила бизнес-план проекта, который направлен на серийное производство Ан-148, более тесную интеграцию России и Украины в рамках авиастроения.

Проект прошел у нас полную экспертизу, и в настоящий момент полностью нас устраивает. Его отличительной особенностью является то, что все работы по разработке, производству, продвижению, продаже и послепродажному обслуживанию Ан-148 будут вестись одним юридическим лицом. Что, безусловно, очень удобно для потенциальных покупателей самолета, которым при заключении контракта неинтересно и невыгодно работать и с ОАО "ОАК", и с ООО "ОАКАнтонов", и с ОАО "ВАСО", и с ГП "Антонов". Финансовое обеспечение проекта также берет на себя "Ильюшин Финанс".

- В этом году ВАСО отмечает 80 лет с начала самолетостроения на воронежской земле. Что бы вы пожелали воронежским авиастроителям в юбилейный год?

- Говоря о Воронежском авиационном заводе, хочу подчеркнуть, что даже в нынешней непростой ситуации предприятие неплохо работает, делает все, от него зависящее, для выполнения производственной программы, дальнейшего развития проекта Ан-148 и выполняет свои координационные функции в системе кооперации с Украиной. Но хотелось бы, чтобы самолетов производилось и продавалось больше, и здесь нам всем еще предстоит большая совместная работа.

Что касается 80-летнего юбилея ВАСО, то я считаю, что это праздник не только заводчан, но и всех жителей региона, потому что предприятие давно является его частью, его историей. Разумеется, все мои пожелания в адрес авиастроителей - от лица всего ГП "Антонов", украинских коллег. Они самые теплые и самые искренние. Хочу пожелать работникам ВАСО здоровья, личного и семейного благополучия, успешного выполнения намеченных производственных планов.

Воронежцы - наши давние партнеры, коллеги, друзья. За годы совместной работы нас уже давно связывает не только производство, но уже и дружеские, личные отношения.

Искренне желаю всем добра и считаю, что люди, которые занимаются высокими технологиями, должны хорошо зарабатывать и хорошо жить.

Желаю, чтобы руководство государства, отрасли наконец по достоинству оценило возможности и потенциал Воронежского авиационного завода и оказало предприятию поддержку в виде новых заказов и перспективных проектов....
Авторские права на данный материал принадлежат «Коммуна». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка