О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Приложение "Инвестиционная привлекательность мегаполиса": "Открытое небо" над Пулково

В начале июля 2012 года проект строительства нового централизованного пассажирского терминала "Пулково" вошел в список ста лучших инновационных проектов, направленных на улучшение городских инфраструктур во всем мире

В начале июля 2012 года проект строительства нового централизованного пассажирского терминала Пулково вошел в список ста лучших инновационных проектов, направленных на улучшение городских инфраструктур во всем мире по версии премии Infrastructure 100: World Cities Edition компании KPMG. В числе номинантов также присутствуют аэропорт Медина в Саудовской Аравии, аэропорт Калгари в Канаде и многие другие.

Реализация проекта реконструкции и развития терминала началась 30 октября 2009 года - именно в это время ООО "Воздушные ворота Северной столицы", аэропорт Пулково и правительство Санкт-Петербурга заключили соглашение о создании, реконструкции и эксплуатации объектов, входящих в состав имущества аэропорта до 2039 года. Проект модернизации Пулково на сегодняшний день является уникальным примером государ­ственно-частного партнерства, реализуемым без привлечения государственных инвестиций.

Согласно концепции проекта, государство в лице правительства Санкт-Петербурга и компания "Аэропорт "Пулково" передают "Воздушным воротам" в управление аэропорт сроком на 30 лет. Начиная с 2012 года оператор аэропорта будет выплачивать правительству Санкт-Петербурга в лице "Аэропорта "Пулково" вознаграждение в размере 11,5% от авиационных доходов, помимо налогов, отчисляемых в бюджеты всех уровней. Такая схема показала, что вкладывать частный капитал в проекты, инициируемые государством, можно, и достаточно эффективно.

Использование подобного механизма применительно к задаче привлечения частных инвестиций для развития аэропортов является сравнительно новым подходом в мировой практике.

В апреле 2010 года "Воздушные ворота Северной столицы" приступила к осуществлению операционной деятельности в аэропорту. В управление консорциума были переданы два пассажир­ских терминала, аэродромный комплекс с двумя параллельными взлетно-посадочными полосами и другая сопутствующая инфраструктура.

Для увеличения пропускной способности аэропорта и эффективного обслуживания пассажиров была начата модернизация уже действующих терминалов. В частности, рационализировано использование площадей, происходит внедрение услуг самостоятельной регистрации, введена программа обслуживания пассажиров с ограниченными возможностями. Развивается система трансфертных перевозок.

Одновременно в рамках соглашения о государ­ственно-частном партнерстве компания "Воздушные ворота" приступила к реализации первого этапа программы развития и реконструкции аэропорта. До конца 2014 года в проект предполагается инвестировать 1,2 млрд евро. В рамках первого этапа управляющая компания приступила к строительству целого ряда объектов, среди которых главное здание централизованного пассажирского терминала, Северная посадочная галерея, многоуровневый паркинг, комфортабельный отель и современный бизнес-центр. Строительство этих объектов планируется завершить в четвертом квартале 2013 года, а здание нового централизованного пассажирского терминала откроется для пассажиров в конце 2013 года.

Затем компания приступит к реконструкции пассажирского терминала Пулково-1. Она завершится в середине 2014 года. В результате суммарная площадь терминалов увеличится и достигнет 146,6 тыс. кв. м, что позволит существенно увеличить пропускную способность нового терминала. Пропускная способность нового объединенного пассажирского терминала после завершения реконструкции Пулково-1 составит 14 млн человек в год с возможностью увеличения до 17 млн в краткосрочной перспективе.

На сегодняшний день каркас главного здания централизованного пассажирского терминала готов на 100%. Строители приступили к монтажу несущих конструкций крыши и монтажу фасада. Ведутся подготовительные работы по строитель­ству объектов предтерминальной площади - многоуровневого паркинга, отеля и бизнес-центра.

Для успешного хода работ управляющей компанией аэропорта Пулково была произведена контрактация оборудования для энергоцентра, подписаны контракты на поставку лифтов, эскалаторов и систем обработки багажа. Важно отметить, что все компании, с которыми подписаны контракты, являются признанными лидерами в своей отрасли - оборудование, производимое ими, сегодня используется при строительстве и обустройстве самых современных и высокотехнологичных объектов в мире.

Необходимыми условиями для создания на базе аэропорта Пулково крупнейшего в Северной Европе авиационного хаба являются масштабное развитие инфраструктуры аэропорта Санкт-Петербурга, расширение сети линий, привлечение новых авиаперевозчиков, рост транзитного пассажиропотока, либерализация нормативно-правовой базы, обеспечивающей развитие авиационного бизнеса. Наиболее актуальными вопросами являются развитие базовой авиакомпании аэропорта, установление безвизового режима на срок до 72 часов для транзитных иностранных пассажиров и упрощение процедуры доступа иностранных авиаперевозчиков в российские аэропорты (введение режима "открытого неба").

Проектом комплексной реконструкции предусмотрено развитие аэропорта по технологии хаба, с существенным ростом транзитного пассажиропотока, который в основном создается базовыми авиакомпаниями. Мы рассчитываем, что после завершения первого этапа реконструкции аэропорта Пулково базовые авиакомпании "Россия" и "Трансаэро" увеличат пассажиропоток.

Дополнительным способом развития может стать постепенное введение режима "открытого неба", предусматривающего доступ иностранных авиаперевозчиков в российские аэропорты по упрощенным процедурам. В качестве примера удачной реализации такого режима можно привести аэропорт Владивосток-Кневичи. В аэропорту проведена реконструкция к саммиту АТЭС-2012, стоимость реконструкции составила около 1 млрд долл. Пропускная способность аэропорта после реконструкции составила 5 млн пассажиров в год. В 2011 году аэропорт обслужил 1,5 млн пассажиров.

Для ускорения возврата инвестиций Минтранс снял ограничения с летного расписания 2012 года - была введена дополнительная "свобода неба". Предполагается, что режим "открытого неба" увеличит пассажиропоток аэропорта, а также грузопоток аэропорта Владивостока - первые результаты будут получены уже летом 2012 года.

В качестве еще одного примера можно привести аэропорт Сеула, который ввел режим "открытого неба" и за десять лет увеличил пассажиропоток вдвое - с 18 до 36 млн человек. Количество транзитных пассажиров за то же время возросло с 5 до 28 млн....
Авторские права на данный материал принадлежат «RBC Daily». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка