О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Кнут и пряник Ryanair

Ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair может уйти с кипрского рынка. Кипрская организация по туризму признала, что переговоры об условиях дальнейшего сотрудничества действительно ведутся

На этой неделе в местных СМИ появились сообщения о том, что ирландская бюджетная авиакомпания Ryanair может уйти с кипрского рынка. Официальные лица пока не подтвердили, но и не опровергли эту информацию, в то время как Кипрская организация по туризму признала, что переговоры об условиях дальнейшего сотрудничества действительно ведутся.

Когда в январе этого года стало известно о приходе крупнейшего европейского лоукостера на Кипр, это было расценено как бесценное преимущество для развития местного туризма. Неудивительно, ведь авиакомпания оперировала очень заманчивыми цифрами: 14 направлений, в том числе ряд новых для Кипра; 600 тыс. пассажиров в год; 600 рабочих мест; 80 рейсов в неделю. Аэропорт Пафоса, переживавший не лучшие времена из-за ухода оттуда Cyprus Airways, был превращен в хаб ирландской авиакомпании, а объем инвестиций на его развитие составил 140 млн евро.

Сейчас, предположительно, Ryanair требует для себя дополнительных преференций от КОТ, а также от правительства и оператора кипрских аэропортов компании Hermes Airports. Как сообщается, это, в частности, увеличение вдвое маркетинговых затрат на продвижение Кипра за рубежом* и отмена посадочных сборов (то есть оплаты услуг по посадке самолета, высадке, разгрузке и пр.) в аэропорту Пафоса. Учитывая неблагоприятную экономическую ситуацию на Кипре, ни одно из этих требований сейчас не может быть удовлетворено.

Кипр - далеко не единственная страна, вынужденная искать компромиссы в сотрудничестве с ирландцами. На данный момент авиакомпания уже приняла ряд радикальных решений в подобных ситуациях. Так, в мае перевозчик преждевременно прекратил работу с греческими островами Родосом и Косом (отсутствие обещанной промо-поддержки), в июне сократил объем перевозок в Марокко (отказ от ценовых гарантий), а в июле уменьшил количество рейсов в Мадрид, Барселону (повышение аэропортовых сборов) и на Канарские острова (нарушение условий договора).

В том что касается будущего Ryanair на Кипре, глава КОТ Алекос Орунтиотис отказался комментировать сообщения прессы. Как цитирует его слова газета Cyprus Mail, "в настоящий момент мы обсуждаем, будет ли продолжено сотрудничество с Ryanair".

По словам Орунтиотиса, сотрудничество с Ryanair в рамках инициативного соглашения проходит на тех же условиях, что и с любой другой авиакомпанией (с ними можно ознакомиться на сайте Hermes). Глава КОТ отрицает, что Кипр предоставил ирландскому лоукостеру какие-либо финансовые льготы. К слову, в настоящий момент Еврокомиссия расследует обвинения в "государственном субсидировании" Ryanair: по данным Ассоциации европейских авиакомпаний, "субсидии" достигают сотен миллионов евро в год.

Безусловно, вклад Ryanair в экономику Кипра немал. Авиакомпания работает на четырех направлениях в Ларнаке и на 15-ти - в Пафосе. С апреля по июнь услугами Ryanair воспользовались более 100 тыс. чел. Это около 11% кипрского авиарынка. Примечательно, что ранее национальный перевозчик Cyprus Airways резко раскритиковал приход ирландцев на Кипр и условия инициативного соглашения с правительством, опасаясь "не пережить это лето" из-за конкуренции. Греческая авиакомпания Aegean Airlines, в свою очередь, обвинила кипрские власти в "предрасположенности" к двум упомянутым выше компаниям.

Срок действия договора, определяющего работу Ryanair на Кипре, заканчивается в октябре. Как заверил Орунтиотис, до того момента Ryanair продолжит выполнять существующие рейсы. Если потом авиакомпания действительно покинет Кипр, в следующем году это может иметь непредсказуемые последствия для туриндустрии страны. Однако если сообщения о требованиях лоукостера верны, Кипру следует серьезно взвесить все "за" и "против" этого привлекательного, но столь непростого сотрудничества.

* речь идет о четырех направлениях из аэропорта Ларнаки: Барселона, Болонья, Брюссель и Дюссельдорф.

Справка ВК

В первом квартале этого года прибыль Ryanair сократилась на 29%, даже несмотря на то, что авиакомпания подняла цены в среднем на 4%. Причины тому - режим экономии в государствах Европы, неблагоприятная экономическая обстановка и, в особенности, высокие цены на авиатопливо. Последнее подорожало на 27%, и по мнению исполнительного директора Ryanair Майкла О’Лири, именно это вызвало снижение прибыли до 99 млн евро (139 млн евро в первом квартале прошлого года). Тем не менее, до конца года (до марта 2013-го) авиакомпания все же планирует получить прибыли от 400 до 440 млн евро. За прошлый финансовый год (с марта 2011 по март 2012-го) прибыль компании выросла на 25% (до 503 млн евро), количество пассажиров - на 5%, стоимость услуг - на 16%.
...
Авторские права на данный материал принадлежат «Вестник Кипра». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка