О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Негромкие даты: Ту-154

3 октября 1968 года, совершил полет первый в серии самолет Ту-154

8 августа 2012 года, последний Ту-154М был передан Министерству обороны. Производство окончено. Ни заделов, ни заказчиков больше нет. Последние две машины строили несколько лет.

Таким образом, Ту-154, герой многочисленных авиакатастроф и летных происшествий, с огромным общим числом налета, уходит со сцены авиапрома. Так кто же он? Опасная и непредсказуемая машина, летающий гроб, или невинная жертва происков капиталистических Боингов и Эйрбасов? Истина как всегда посередине. В 70-х годах, Ту-154 был современной и надежной машиной, основной рабочей лошадкой воздушных линий СССР.

В девяностых и двухтысячных он постепенно приобрел черты русской рулетки. Вот только метаморфозы эти происходили не с металлом. Подавляющее большинство катастроф произошедших с Туполевым - человеческий фактор в той или иной форме. И если при СССР человеческий фактор и отказы техники не афишировались но строго учитывались, то в 90-х годах стало не до них. Усталые летчики работащие за троих и экономящие каждую тонну керосина, что бы не было вычетов из зарплаты. Озлобленные малооплачиваемые механики. Ушлые дельцы, поставляющие фальшивые запчасти, выточенные в подвалах из некондиционного металла за полцены…

Лихие девяностые. Авиапром лихорадило. Устав от нищенских зарплат и отсутствия перспектив, из авиационных НИИ и КБ уходили люди. Самолеты падали. Репутация наших самолетов в глазах запада, падала по ниспадающей. А внутри страны покупателей новой техники не было. Дотянуть бы на старой. Даже деньги за керосин в аэропорту прилета, командиры экипажа возили с собой в чемоданчиках… Авиапром накренился и начал сваливаться в штопор из которого не вышел и поныне.

Плюсы и минусы Ту-154 как в зеркале отразили вечные проблемы отечественного гражданского авиапрома. Мы догоняем. Подобно генералам, готовящимся к прошедшей войне, мы все время догоняем запад. Любому, кто летал на отечественных и западных самолетах, "совок" отечественного аскетизма особенно знаком. Тесные продавленные сидения, неудобная эргономика… Кабина пилотов вечно страдающая от недостатка средств автоматизации. Бортинженер обязателен! Краеугольные камни - небольшие интервалы между ремонтами и крайне неэкономичные двигатели. Ту-154 практически в два раза прожорливее чем западные машины и при этом обслуживается чаще. Что вы говорите? На новых самолетах все это будет? Помилуйте, а на старых Боингах и Эйрбасах это давным-давно есть. Вот только в отличии от новых отечественных машин, они проверены эксплуатацией. Сомнительное начало трудового пути у Сухого SSJ-100 не менее показательно.

Невольно вспоминается Ту-144, с аналогичной по последствиям аварией в начале, сошедшей со сцены мировой авиации из-за экономических причин… При всех его преимуществах, надежности, и технологическом совершенстве. Невозможно заставить покупать новенькие "Жигули" если у вас есть деньги на подержанную хорошую иномарку. Авиапром постоянно пытается предложить "Жигули" и очень обижается на отсутствие патриотизма покупателей, выбирающих иномарки "б/у". Авиапрому нельзя догонять. Он или прорывается в незанятые ниши, или исчезает....
Авторские права на данный материал принадлежат «Вечерняя Москва». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка