О Сайте Об Агентстве Услуги предприятиям отрасли

Истребители конкурентов

Китай впервые представил серию разработок в сфере военной авиации. На салоне China Airshow 2012 в Чжухае официально подтверждена работа над вторым истребителем пятого поколения J-31, возможно, с российскими двигателями

Китай впервые представил серию разработок в сфере военной авиации. На салоне China Airshow 2012 в Чжухае официально подтверждена работа над вторым истребителем пятого поколения J-31, возможно, с российскими двигателями. Кроме легкого многоцелевого истребителя КНР показала легкий боевой вертолет Z-10 и три проекта "вертокрылов". Проекта J-11B на базе российского Су-27СК на выставке нет.

Авиасалон China Airshow 2012 в Чжухае стал премьерным для нескольких проектов китайской военной авиапромышленности. Одна из главных новинок выставки - второй истребитель пятого поколения, разработанный государственной Aviation Industry Corporation of China (AVIC), J-31.

Первая информация о проекте появилась примерно год назад - это были выложенные в сеть фотографии макета самолета. В июне 2012 года в интернет попали новые снимки - на этот раз с транспортировки зачехленного самолета, в сентябре на фото оказался прототип, а за 12 дней до выставки стало известно о первом испытательном полете J-31.

На China Airshow 2012 корпорация AVIC впервые демонстрирует макет легкого многоцелевого истребителя. Китай фактически официально подтвердил, что работает над вторым истребителем пятого поколения.

Отдельные конструктивные особенности J-31 говорят о сходстве машины с американским F-35 (в версии F-35А), отмечает главный редактор отраслевого журнала "Взлет" Андрей Фомин. Но у самолета в отличие от F-35 два двигателя, добавляет он. "Судя по всему, это РД-93 ОАО "ММП им. В. В. Чернышева", - говорит Фомин. РД-93 был разработан и поставляется для истребителя-бомбардировщика Chengdu FC-1 Xiaolong (совместная китайско-пакистанская разработка).

Первый китайский проект истребителя пятого поколения - тяжелый многоцелевой J-20 - на авиасалоне не представлен. Нет ни самой машины, ни ее макета, ни даже изображений, хотя первый полет J-20 состоялся еще в начале 2011 года, китайская пресса сообщает, что есть уже минимум два опытных образца, а машины должны начать поступать в войска в 2017 году.

На выставке не демонстрируется истребитель J-11B. Он разработан на базе самолета J-11, являющегося лицензионным вариантом российского Су-27СК.

В 1990-х годах Китай закупил примерно 50 самолетов Су-27, после чего заключил лицензионное соглашение о строительстве 200 машин для ВВС Китая. Россия поставила КНР около 100 комплектов для сборки СУ-27, затем КНР разорвала контракт, заявив о собственной разработке - J-11B. Машина, по сути, является копией Су-27СК, но на ней установлены собственные кабина, локатор и, возможно, двигатель производства КНР. Других реплик российских разработок - истребителей J-13 и J-15 - на авиасалоне тоже нет. Но, как поясняет Фомин, как правило, Китай демонстрирует на выставке только проекты, по которым возможен экспорт.

Привезти на авиасалон натурный Су-35 Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) пока не сочла целесообразным. На выставке только макет истребителя поколения 4++. Но в день открытия China Airshow 2012 президент ОАК Михаил Погосян сообщил, что новый боевой самолет "Сухого" появится в Чжухае в следующий раз - на выставке 2014 года. Китай проявляет интерес к новинке, но весной заместитель гендиректора "Рособоронэкспорта" Виктор Комардин пояснил, что переговоры по Су-35 ничем не увенчались, так как Пекин захотел купить только ограниченную партию.

"У России и Китая есть межправительственное соглашение о защите интеллектуальной собственности, но проблема восстановления военно-технического сотрудничества с Китаем в объемах 1990-х годов как раз заключается в соблюдении соглашения со стороны Китая, - отмечает главный редактор "Взлета". - Все последние годы велись переговоры прежде всего об этом. Не исключаю, что обещание привезти Су-35 в Чжухай может свидетельствовать о прогрессе в решении проблемы защиты интеллектуальной собственности. А значит, можно ждать контрактов не на штучные закупки, а на массовые".

Премьера среди вертолетной техники - легкий боевой Z-10. Полномасштабная разработка началась в Китае в середине 1990-х годов, для проектирования винтов привлекали Eurocopter, трансмиссии - фирму Agusta-Westland.

Первый полет прототипа состоялся в 2003 году, но международной публике вертолет демонстрируется впервые.

На авиасалоне Китай впервые представил и работы и по тематике крылатых вертолетов: на выставке демонстрируются макеты трех проектных машин - высокоскоростные Avant-Courier 1 (Pioneer 1), Platypus и Bateleur. Технические детали проектов не разглашаются. "До сих пор не было известно, что Китай ведет разработку вертокрылов", - говорит эксперт-китаист Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ) Василий Кашин.

Среди других экспонатов самолет-амфибия Jiao Long 600, аналогичный российскому Бе-200.

На China Airshow 2012 представлен полномасштабный макет носовой части самолета. Первый полет гидросамолет совершит в 2014 году, говорят представители компании-разработчика. AVIC по традиции демонстрирует линейку турбовинтовых самолетов, например, пассажирский Ма 700 (глубокое развитие Ан-26) и морской патрульный МА 60 МРА.

Значительное место AVIC выделил легким вертолетам и легкомоторным самолетам. "В Китае прогнозируется бум малой авиации, - поясняет Кашин. - К 2015 году должно произойти полное дерегулирование полетов на сверхмалых высотах, и предполагается, что спрос внутри Китая на легкие вертолеты и самолеты вырастет в разы: количество миллионеров в стране растет, и многие уже хотели бы обладать собственными небольшими воздушными судами". В этом секторе уже отмечается приток инвестиций, а в течение 10-15 лет Китай намерен устойчиво закрепиться на мировом рынке легких вертолетов и легкомоторных самолетов, захватив около 15-20% рынка.

Китай впервые представил публике беспилотник "Илун", стоимость которого не превышает $1 млн.

Наконец, китайская промышленность представила новые проекты и в самой проблемной для КНР отрасли - двигателестроении.

На авиасалоне демонстрируется двигатель Minshan, который в перспективе будет устанавливаться на учебно-боевые самолеты L-15 и может стать альтернативой украинским двигателям, поставляемым в Китай компанией "Мотор Сич". Вторая новинка в этом секторе - двигатель Jiuzhai, который предназначается для небольших реактивных самолетов в сегменте бизнес-авиация. Проект такого реактивного бизнес-джета также представлен на China Airshow 2012. "Это удивительно, - отмечает Кашин. - О проектах в сфере бизнес-авиации до сих пор ничего не сообщалось".

Единственным пассажирским реактивным самолетом китайской разработки остается региональный ARJ-21. "Впрочем, еще, конечно, нельзя точно сказать, что все представленные на салоне проекты действительно будут реализованы", - говорит эксперт....
Авторские права на данный материал принадлежат «Газета.Ru». Цель включения данного материала в дайджест - сбор максимального количества публикаций в СМИ и сообщений компаний по авиационной тематике. Агентство «АвиаПорт» не гарантирует достоверность, точность, полноту и качество данного материала.

Загрузка